0
1282
Газета Антиквариат Интернет-версия

24.04.2009 00:00:00

Повар без головы для дилера с головой

Тэги: ньюйорк, sothebys, торги


нью-йорк, sotheby▓s, торги Внутренняя кухня сегодняшнего рынка. От публичных торгов – к частным продажам.
Борис Григорьев. Приготовление блинов. Около 1935 года. Фото из каталога Sotheby’s

В среду в Нью-Йорке прошли первые в этом году русские торги аукционного дома Sotheby's. Торги в Нью-Йорке – мероприятие всегда более специальное, чем те же торги в Лондоне. Особенно сейчас, когда через океан лишний раз полетит не всякий дилер. Поэтому Sotheby's всегда старается привозить в Москву топ-лоты (что он сделал и в этот раз), а большая часть продаж осуществляется по телефону. Тем не менее традиционный аукцион состоялся по плану, в то время как, например, торги современным русским искусством, которые последние годы проходили в марте, пока отложены.

Сейчас вообще наблюдается уменьшение количества торгов – рынок переходит в область частных продаж. По оценкам специалистов, доля аукционов в обороте арт-рынка сейчас не превышает 30%, в то время как до кризиса она составляла не менее 55%. Во многом это связано с желанием и продавцов, и покупателей сделать продажи по сильно сниженным ценам менее публичными. И тем самым не позволить ценам на открытом рынке упасть еще ниже. Пока аукционный дом Sotheby's снизил эстимейты и резервные цены в среднем на 20–25%. В первую очередь это касается вещей средней ценовой категории (от 100 тыс. долл. до 1 млн. долл.), предметы дороже 1 млн. подешевели в целом на 5–15%.

Корректировка (читай, снижение) цен – сейчас главная стратегия Sotheby's, позволяющая не только зарабатывать в непростых экономических условиях, но и создавать видимость успешности дома, что немаловажно для поддержания его авторитета. Благодаря этому аукционы Sotheby's проходят удачно хотя бы по количеству проданных лотов.

На торгах в Нью-Йорке из первой сотни лотов – а это произведения живописи и графики – было продано чуть меньше 70% на сумму около 10 млн. долл. На прошлогоднем аукционе на одной только старой живописи Sotheby's заработал в три раза больше, не считая декоративно-прикладного искусства и творений современных русских художников. Впрочем, 70% для сегодняшней ситуации результат неплохой – хорошо продавались вещи средней цены и качества. Как, например, не лучший, но вполне добротный холст Андре Ланского или рисунок, атрибутированный «школа Филонова» (самого Филонова на торгах не найти). Успехом не пользовались откровенно некачественные вещи – такие, как весьма сомнительный пейзаж Александра Киселева или безобразное с эстетической точки зрения полотно Ивана Космина.

Правда, не нашел покупателя и метровый холст Ивана Айвазовского, происходящий из коллекции Николая II. Возможно, клиентов отпугнул эстимейт (аукционный дом оценил работу в 650–750 тыс. долл.), хотя в былые времена такой пейзаж стоил бы больше миллиона. Но, возможно, дело не столько в цене, сколько в соотношении «цена–качество». Этот холст Айвазовского типичный, но не лучший. А торги Sotheby's четко показали, что категория «качество» выходит, наконец, на первое место у покупателей русского искусства.

Так, гораздо более интересное и по сюжету, и по качеству исполнения, и по истории «Отплытие Колумба из Палоса» того же Айвазовского было продано в рамках эстимейта за 1,6 млн. долл. Работа, созданная в 1892 году, входит в серию полотен, посвященную великому мореплавателю и написанную специально для выставки в Чикаго. Произведения этой серии уже дважды успешно продавались на торгах Sotheby's за последние несколько лет.

Это, кстати, еще одна особенность торгов в Нью-Йорке – на них обязательно присутствуют либо работы, тематически связанные с Америкой, либо произведения художников-эмигрантов. К последним в первую очередь относится Давид Бурлюк, которого на американских аукционах всегда много. Что неудивительно – сбежав из России, он жил за океаном с 1922 по 1967 год. В этот раз Sotheby's выставил его полотно 1918 года, созданное явно под влиянием итальянского футуризма (эксперты дома сопоставляют работу Бурлюка с произведениями Умберто Боччони). Зловещего вида старец с выпученными глазами на фоне буйной стилизованной растительности был продан в рамках эстимейта за 180 тыс. долл. Другой бурлюковский холст создан в духе русского кубофутуризма (правда, вероятно, гораздо позже), а посвящен «Синему всаднику» – мюнхенскому объединению и любимому персонажу Василия Кандинского (302 тыс. долл. при оценке 100–150 тыс.). Обе вещи куплены за адекватные их значению деньги. Удачно были проданы и все выставленные работы другого русского, с 1918 года жившего в Нью-Йорке, – Бориса Анисфельда.

С Америкой связан короткий период еще одного плодовитого русского художника Николая Рериха. Sotheby's выставил подборку его произведений 1920-х годов. Из 18 лотов остался непроданным только один, но самый дорогой – «Св. Меркурий Смоленский» (эстимейт 500–700 тыс. долл.). Несмотря на формальную монументальность (как художественную, так и тематическую), эта работа, возможно, не самая интересная на торгах. Гималайские пейзажи, написанные темперой, азиатские портреты, удивительный, дышащий пейзаж из серии «Океан» имеют гораздо большее значение с точки зрения коллекционирования и инвестиций. Недаром цены почти на все работы поднялись в 2–4 раза.

Но, пожалуй, главное достижение торгов – продажа диптиха «Приготовление блинов» Бориса Григорьева, на котором в 1935 году он изобразил владельца популярного на Манхэттене ресторана «У Джованни». Эта вещь с обрезанным верхом (его почти сразу превратили в отдельное произведение – отсюда и диптих) удивительно хороша как по композиции, так и по колористическому решению. Лишившись головы, портрет кулинара Джованни превратился в натюрморт, решенный диагональными линиями и большими плоскостями белого, красного и зеленого. Тот, кто приобрел этот портрет, сделал исключительно выгодное вложение как с эстетической, так и с финансовой точки зрения. Это произведение всегда будет в цене, и лучшее доказательство тому – продажа в условиях кризиса, когда стоимость поднялась с 500–700 тыс. до 1,26 млн. долл.

А вот кукольного вида девочку, изображенную тем же Григорьевым в 1920 году и оцененную Sotheby's в 700–900 тыс. долл., не купили. Слишком уж приятным и сладким для творчества художника кажется этот портрет явно заказного характера – Григорьев дорого ценится за более острые сюжеты и манеру письма.

Проявившийся на торгах гораздо более внимательный и тонкий подход к отдельным вещам, а не к именам, направлениям или периодам, в целом отвечает ожиданиям многих участников рынка. В этом, пожалуй, проявляется главный положительный результат кризиса – благодаря ему хотя бы на время должно произойти отрезвление. И сумасшедшая страсть тратить или зарабатывать деньги сменится, наконец, интересом к самой истории искусства и к той эстетической составляющей, которая есть в каждом достойном произведении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости