Жан-Мишель Баскиа. Красный человек 1. 1982.
Фото предоставлено Sotheby’s
Аукционный дом Sotheby’s провел в Москве очередную предаукционную выставку. То, что в ситуации тотальной экономии Sotheby’s привез в Россию не только лоты русского искусства, но и современного западного, стоящего в десятки раз больше, выглядит неожиданно приятно. Тем более что его конкурент Christie’s в ближайшее время дорогостоящих проектов в России не планирует. Выставка – проект не просветительский, а самый что ни на есть коммерческий – экспозиция будет открыта всего два дня и ориентирована исключительно на клиентов. Помещение выбрали как никогда подходящее – галерея Baibakov Art Projects предоставила Sotheby’s один из своих залов на фабрике «Красный Октябрь».
У входа висит крохотный и почти неприметный «Револьвер» Энди Уорхола, теряющийся на огромной темной стене фабричного цеха. Внутри сразу бросается в глаза огромный «Красный человек» Жан-Мишеля Баскиа (эстимейт 4–6 млн. долл.), напряженная, даже депрессивная работа, но, по словам директора Sotheby’s Россия–СНГ Михаила Каменского, как нельзя лучше подходящая к сегодняшней ситуации. Остальное также не вселяет уверенности. Ни пейзаж с лодками главного пропагандиста упаднических настроений Эдварда Мунка. Ни напряженные, мрачноватые «Цветы» Уорхола. Ни главный экспонат выставки – тощий бронзовый котяра Альберто Джакометти. Этот кот, несмотря на свой пессимизм, удивительно хорош – Джакометти удалось передать пластику, походку, даже настроение голодного и драного уличного бродяги. Скульптуру оценили достойно – 16–22 млн. долл. Но даже здесь наблюдается заметная корректировка цен – седьмая из восьми авторских отливок и единственная в частных руках в докризисное время стоила бы в разы дороже.
Корректировка цен – сейчас главная стратегия Sotheby’s, позволяющая держаться на плаву. Это особенно видно по русскому искусству, которое преобладает на выставке и будет продаваться в апреле в Нью-Йорке и в июне в Лондоне. Набор классический – Айвазовский, Рерих, Поленов, Нестеров, Кончаловский, Яковлев. Год назад пейзаж Айвазовского из той же серии, посвященной Колумбу, но меньшего размера, оценили в 2 млн. долл., теперь – в 1–1,5 млн. Самые сильные русские работы на выставке – три полотна Бориса Григорьева. Светлый, позитивный портрет девочки, написанный в Германии, оценили в 700–900 тыс. долл., а диптих «Приготовление блинов» – в 500–700 тыс. долл. Полотно, созданное в качестве подарка владельцу ресторана в Нью-Йорке, который нередко посещали русские эмигранты, якобы когда-то разрезали на две части. Одна из них стала символом заведения и красовалась на фирменных посуде, меню и салфетках, другая – портрет владельца – висела в ресторане до его закрытия в 1980-х.