После продажи собрания из квартиры Ива Сен-Лорана аукционного дома Christie's его конкурент Sotheby's выставил на торги в Лондоне содержимое одной из многочисленных вилл другого знаменитого дизайнера, итальянца Джанни Версаче. Сравнивать эти две коллекции бессмысленно: Christie's продавал собрание произведений искусства, Sotheby's – интерьеры, индивидуальные, яркие, подобранные в соответствии с тонким вкусом большого мастера, но являющиеся коллекцией лишь в том смысле, что стилистические близкие вещи были собраны в одном пространстве. Джанни Версаче, enfant terrible, бросавший на ветер миллионы, тем не менее страстью к коллекционированию не горел. И за шедеврами не охотился – просто подбирал красивые вещи для собственного дома, о котором говорил так: «Этот дом по-настоящему принадлежит мне, он как в зеркале отражает меня самого, и хорошего, и плохого».
Вилла Фонтанелле в местечке Монтразио на озере Комо в 30 км от Милана была построена еще в первой половине XIX века по заказу богатого англичанина. В 1977-м ее приобрел Версаче, сначала задумав воссоздать в ней классические интерьеры, а чуть позже дополнить строгий желтый особняк, расположенный прямо у воды, регулярным садом. Версаче скупал мебель, скульптуры и серебро XVIII–XIX веков, воссоздавал мозаичные полы на манер античных, настенные расписные панели. После смерти кутюрье в 1997 году вилла долго пустовала, пока год назад ее не приобрел российский бизнесмен Аркадий Новиков, по информации в СМИ, за 26 млн. евро. Он-то, видимо, и решил полностью переделать интерьеры в соотвествии с собственным вкусом, а коллекцию Версаче пустить с молотка. Все богатство интерьеров уместилось в 545 лотов, которые аукционный дом оценил в 1,7-2,8 млн. фунтов.
Еще до торгов обнаружилось, что одно из полотен собрания находится в розыске. «Портрет майора Джорджа Моула», написанный в 1783 году немецким неоклассицистом Иоганном Дзоффани, с XVIII века хранился у потомков Моула, пока в 1980-е не был украден. Версаче не подозревал об этом, приобретая работу. Сейчас полотно, оцененное в 40–60 тыс. фунтов, снято с торгов.
Аукцион прошел непросто успешно, а блестяще. Имя Версаче привлекло около 500 клиентов, и вместо прогнозируемой суммы торги принесли 7,4 млн. фунтов и 98% проданных лотов. Стоимость 80% лотов превзошла эстимейты, причем некоторых вещей – в десятки раз. Правда, оценочные стоимости были сравнительно невелики: Sotheby's строго держится стратегии коррекции цен – от 100 фунтов до 120 тыс. фунтов.
Огромные (в полный рост) гипсовые копии XIX века легендарных древнегреческих кулачных борцов Кревка и Демоксена итальянского скульптора XVIII века Антонио Кановы, которые украшали спальню Версаче, выросли в цене с 20–40 тыс. фунтов до 433 тыс. фунтов. Книжные шкафы из вишневого дерева, украшенные патинированной бронзой, которые были изготовлены специально по заказу принцессы Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в 1814 году для дворца Боргезе в Риме, были проданы за 481 тыс. фунтов (эстимейт 60–100 тыс. фунтов) и 601 тыс. фунтов (эстимейт 80–120 тыс. фунтов). Классическая итальянская и французская живопись, представленная на торгах, также росла в цене, даже когда речь шла о копиях с известных работ или неточной атрибуции. Например, пара копий итальянского художника Луиджи Фронджиа с полотен Жак-Луи Давида, хранящихся в Лувре и Музее изящных искусств в Брюсселе, выросла в цене с 6-10 до 133 тыс. фунтов. А четыре медальона с изображением предположительно сезонов работы одного из мастеров круга итальянского живописца XVIII века Антонио Зуччи были проданы за 97 тыс. фунтов при оценке 10–20 тыс. фунтов.