Организатор ярмарки TEFAF компания The European fine art foundation совместно с агентством Arts Economics выпустила исследование, посвященное глобализации рынка искусства и его расцвету в 2007 году. Это время наивысшего взлета рынка теперь осталось в истории, но собранные в исследовании данные позволят в будущем сравнивать развитие художественного рынка с предшествующим этапом. Исследование опирается на данные сотен аукционов и ярмарок, собранные агентством, а также на информацию Artprice, ArtTactic и ведущих мировых объединений антикваров, таких как CINOA, LAPADA и другие.
По оценкам исследования за 2007 год, оборот арт-рынка (включая дилерские и аукционные продажи) составил 48,1 млрд. евро, что на 11% больше, чем в 2006 году. При этом на долю США приходится 41%, на долю Великобритании – 30%. Интересно, что клиенты из категории HNWI (high net worth individual – лица с высоким уровнем капитала), тратящие часть своего состояния на «вложения в увлечения», в первую очередь предпочитают покупать произведения искусства (16% от общей суммы затрат на увлечения) и коллекционные предметы роскоши (16%), а за ними уже идут ювелирные украшения, путешествия класса люкс, здоровый образ жизни. При этом наибольшие средства на арт-коллекции тратят европейцы (22%) и латиноамериканцы (21%).
Количество самих HNWI в 2007 году составило 10,1 млн., причем их объем заметно увеличился в странах BRIC и на Ближнем Востоке. Именно этим странам и посвящена основная часть исследования. Впервые большое место отведено описанию русского рынка.
Раздел русского искусства открывается не чем иным, как фотографией огромного бронзового медведя Каслинского литья, принадлежащего одному из британских дилеров, – исследование, рассчитанное прежде всего на европейского и американского коллекционера и дилера, не могло отказаться от подобных стереотипов. Но содержание раздела вполне адекватно – краткая история рынка в России, его главные игроки, рекорды, громкие приобретения, результаты последних двух лет. Правда, в связи с непрозрачностью рынка в России исследование опирается только на данные продаж за ее пределами. Так, все продажи русского искусства вне России в 2007 году издание оценивает в 730 млн. евро, причем на аукционные продажи приходится 350 млн. евро (доля Sotheby’s – 48%, Christie's – 30%) – рост с 2000 года на 2151%. Несмотря на это, доля русского рынка от мирового совсем небольшая – менее 2%, в то время как Китай занимает, например, 8%.
Источник: Arts Economics, 2008 |
Рынок китайского искусства, совершивший наибольший скачок, в 2007 году оценивается в 3,8 млрд. евро, из которых 523 млн. (и 10 тыс. лотов) приходится на аукционы, насчитывает 2 тыс. аукционных домов и около 50 тыс. дилеров, экспорт составляет 330 млн. евро, импорт – 525 млн. евро. Разумеется, колоссальное место в этих результатах занимает современное искусство, которому посвящена отдельная глава. Продажи индийского искусства составили в 2007 году 243 млн. евро: 30% было продано в самой Индии и 70% – в Лондоне, Нью-Йорке и Дубаи. Данные об экспорте имеются только за 2006 год – уже тогда он составил 344 млн. евро против 27 млн. импорта. Наконец, совсем молодой рынок на Ближнем Востоке специализируется на современном искусстве и ювелирных украшениях и по продажам в Дубаи оценивается в 150 млн. евро.