В голландском Маастрихте в 22-й раз открылась TEFAF – The European Fine Art Fair, крупнейшая и наиболее уважаемая европейская ярмарка старого искусства. Огромный выставочный центр MECC (Maastricht Exhibition and Congress Centre) на десять дней превратился в островок красоты, хотя и зависящий от финансовых потрясений, но неизменно праздничный.
Попасть в список участников TEFAF непросто – ярмарка дорожит своей репутацией и предоставляет стенды только самым безупречным дилерам. 155 экспертов со всего мира, работающих в разных областях искусства, в течение месяцев проверяют экспонаты. Число стендов ограничено, так что галереям приходится ждать очереди по многу лет. В этом году участников как никогда много – 239 галерей из 15 стран мира, из них – около 30 новичков. Видимо, в период кризиса даже TEFAF предпочитает количество престижу. Впрочем, на качестве это никак не сказывается. Как и на ценах – общая стоимость выставленных работ оценивается в 1 млрд. долл.
Как и год назад, главный экспонат TEFAF выставляет нью-йоркская галерея Dickenson, стенд которой расположен в самом центре ярмарки. Это снова полотно Винсента Ван Гога – в 2008-м галерея продала на TEFAF «Мальчика с апельсином», оцененного в 30 млн. долл., в этом году попытается продать работу под названием «Парк больницы Сен-Поль». Полотно с изображением деревьев, залитых солнцем, и голубого неба было написано в 1889 году в приюте в Сен-Реми де Прованс, где Ван Гог провел последний год своей жизни. Владельцы оценили его в 25 млн. евро.
Dickenson открывает раздел импрессионистов, модернистов и искусства XX века. Кроме Ван Гога здесь можно найти бронзовую скульптуру «Три идущих человека» Альберто Джакометти у Landau Fine Art, мобиль Александра Колдера и абстракцию Виктора Вазарлли у The Mayor Gallery, пейзажи Камиля Писсарро у галереи Richard Green. А также работы Рене Магритта (у Patrice Ttigano и Odermatt-Vedovi), Миро и Пикассо (у Jan Krugier) и еще немало первых имен XX века. Галерея Thomas предлагает сочный портрет мальчика кисти Хаима Сутина за 12,5 млн. долл.
Но самый интересный раздел на TEFAF все же не XX век, а старые мастера, с которых, собственно, ярмарка и началась: в 1975 году на скромной локальной выставке Pictura Fine Art Fair 28 голландских и бельгийских продавцов выставили свои первые экспонаты. С тех пор ярмарка изменила имя, разрослась, но старые мастера остались ее главной гордостью и стали почти символом ее успеха.
На стенде мюнхенской Bernheimer-Colnaghi, основанной еще в 1864 году, – работа Лукаса Кранаха Старшего на популярный в период Возрождения в Германии сюжет встречи царя Давида и Вирсавии. Оба Кранаха – и Старший, и Младший – многократно воссоздавали эту библейскую историю в разных техниках. Эта одна из поздних интерпретаций (1534 год) оценена в 5 млн. евро.
Как всегда многочисленно на TEFAF семейство Брейгелей: брюссельская галерея De Jonckheere и лондонская Richard Green показывают работы Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего, а амстердамская Salomon Lilian – крошечный портрет крестьянина кисти Яна Брейгеля Младшего.
Знаменитая Noortman Master Paintings, некогда одна из самых влиятельных европейских галерей, а теперь принадлежащая аукционному дому Sotheby,s, предлагает почти монохромный пейзаж живописца XVII века Якоба ван Рейсдаля, а Xaver Scheidwimmer – его дяди Соломона ван Рейсдала. Работы еще одного знаменитого живописца Яна ван Гойена можно найти на стенде Montgomery Gallery.
Еще один типичный жанр старых мастеров – цветочный натюрморт. Работу кисти Амброзиуса Босхарта Младшего, сына знаменитого фламандского живописца XVII века, привезла галерея Jonny van Haeften, а натюрморт с фруктами Бальтазара ван дер Аста – галерея Salomon Lilian.
Из произведений более позднего времени выделяются «Кающаяся Магдалина» Хусепе Рибера у мадридской Caylus Anticuario, «Невинность под защитой любви» Жан-Батиста Греза у галереи Jack Kilgore, полотна Фрагонара, Коро и Шассерио – на стенде Eric Coatalem.
Декоративно-прикладное искусство, мебель, искусство Востока и манускрипты составляют обычно почти половину стендов на TEFAF. Здесь тоже много всего удивительного, например, иллюминированный манускрипт XVI века, который галерея Dr Jоrn Gunther Antiquariat из Гамбурга оценила в 2,4 млн. евро. Или египетская бронзовая статуя жрицы бога Амона VIII–X века до н.э., единственная работа такого типа, находящаяся в частных руках. Ее продает нью-йоркская Royal-Athena Galleries за 2,9 млн. евро.
Но главное новшество нынешней TEFAF – отдельная секция дизайна XX и XXI веков. Исключительно консервативная ярмарка, признававшая раньше только старое искусство, сдала свои позиции несколько лет назад, когда допустила в ряды своих участников галереи, занимающиеся современным искусством. Теперь к нему присоединился и дизайн, что совсем неудивительно, – продажи предметов дизайна на публичных торгах достигают миллионных отметок. Галеристы привезут мебель, объекты, а также фотографию, которая впервые в таком объеме будет показана на TEFAF. Например, новичок ярмарки галерея Kicken из Берлина покажет один из знаковых отпечатков дадаиста Мана Рэя «Черное и белое» с изображением бледного лика его подруги Кики рядом с темной африканской маской (600 тыс. евро), а Hans P. Kraus Jr. Fine Photographs из Нью-Йорка – раннюю фотографию середины XIX века.