Сурия Садекова. Моя дорогая мебель. Искусство покупать антиквариат.
Альпина Бизнес Бук. Москва, 2009
Рынок антикварной мебели – один из самых закрытых сегментов художественного рынка. Попасть сюда трудно, открытых аукционных торгов устраивается немного по сравнению, например, с живописью, экспертов, профессионально занимающихся мебелью, – единицы, арт-дилеры и коллекционеры предпочитают свои покупки и продажи не афишировать. На этом консервативном рынке редко случаются громкие рекорды, ему не свойственны спекулятивные взлеты, но и серьезных спадов он почти никогда не испытывал. В России серьезных собирателей мебели можно пересчитать по пальцам, хотя спрос на старую, неколлекционную мебель значительный. О рынке антикварной мебели редко пишут даже специализированные издания, а отдельной литературы на русском языке нет совсем.
Поэтому книгу журналиста Сурии Садековой «Моя дорогая мебель», которая выходит в свет в декабре этого года, можно считать первой попыткой описать и проанализировать продажи в этой узкой сфере коллекционирования. Строго говоря, это не книга, а книжка или даже брошюра – совсем небольшое, малоформатное издание скорее является наброском к расширенному исследованию. Впрочем, как признается сама автор, издание не претендует на академичность.
Книга представляет собой как будто конспект истории искусства мебели, в основном французской, что понятно – именно Франция внесла в мировую копилку самые смелые идеи мебельного дизайна, создала лучшие образцы мебельного искусства. Кроме того, автор в течение многих лет живет в Париже, где непосредственно общается с французскими дилерами, экспертами, коллекционерами, получая от них самую свежую информацию о продажах. Поэтому главное, чем снабжена эта краткая история мебели, – цифры, собранные по результатам разных аукционов и частных продаж. На их основе автор пытается выявить основные тенденции развития рынка предметов мебели и дать начинающим коллекционерам советы, куда сейчас лучше вкладывать средства, где следует опасаться обмана и как не ошибиться в выборе. Правда, автор не дает никаких рекомендаций по определению подлинности мебели, только вскользь касается вопроса клейм, по всем же остальных проблемам советуя подыскать себе профессионального консультанта. Зато снабжает книгу забавными и грустными анекдотами из жизни мебельных антикваров.
Видимых недостатков у издания, пожалуй, два. Во-первых, крайне небольшое количество иллюстраций – а любая книга, где речь идет об искусстве и описываются конкретные предметы, требует больше изображения. Во-вторых, несмотря на то что книга, в общем-то, рассчитана на неофитов, только начинающих свой путь в коллекционировании, она может быть полезна и профессионалам. Но в таком случае для удобства пользования лучше было бы собрать все цифра в виде сводной таблицы, обозначив рекордные продажи, о которых речь идет в самом тексте. Безусловные достоинства книги – легкий, журналистский язык и удобная верстка, напоминающая газетный формат.