Аукционный дом Artcurial провел в конце прошлой недели крупные торги живописью и графикой первой половины XX века. Лидер французского арт-рынка выставил произведения ведущих европейских художников, в основном французских, которые всегда пользуются большим спросом. Прошедшие торги – яркий пример состояния французского рынка в условиях кризиса. Аукционный дом рассчитывал получить по результатам 9–12 млн. евро, а в итоге ограничился лишь 4,9 млн. евро. Было продано только 48% выставленных лотов. По оценкам организаторов торгов, наступило время пересмотра цен на арт-рынке.
Спросом пользовались или единичные ключевые произведения торгов (их цена не выходила за рамки эстимейта), или совсем недорогие, в основном графические работы, лоты среднего уровня, как правило, покупателя не находили.
Так, холст Киса ван Донгена «Лошадь в поле» был продан за 284 тыс. евро (эстимейт 200–300 тыс. евро), а работа Альбера Марке «Сад в заливе Аркашон» – за 216 (эстимейт 180–220 тыс.). За 595 тыс. евро было продано редкое на рынке по качеству и времени создания полотно Ива Танги «Чтобы нарушить равновесие» 1937 года (эстимейт 500–700 тыс. евро). Полотно происходит из старой французской коллекции и было написано специально для выставки 1938 года во Дворце изящных искусств в Брюсселе.
Единственная важная работа, поднявшаяся в цене, – «Утка» Жоржа Брака 1956 года, созданная в сложной технике смешения гуаши и масла на картоне (ее стоимость возросла с 120–160 тыс. до 335 тыс. евро). При этом не вызвали интерес значительные работы Шагала, Боннара, Джакометти, а также очень редкий для творчества Киса ван Донгена «Букет цветов» (эстимейт 600–800 тыс. евро). Не был куплен и главный лот торгов – полотно Жака Эмиля Бланша «Партия в теннис», первое в истории живописи изображение лаун-тенниса. Были на аукционе и курьезные продажи – самым дешевым лотом стала литография Жана Фотрие, проданная всего за 64 евро.
Отдельной сессией Artcurial продавал живопись, графику и объекты Ганса Рихтера, художника-авангардиста, входившего в знаменитое объединение «Дада». Он работал в разных стилях и постоянно экспериментировал – среди его наследия экспрессионистские и кубистические работы, абстракция и картины-свитки. Около сотни работ аукционный дом оценил в 600–700 тыс. евро, но продать удалось лишь на сумму в 280 тыс. евро – покупалась в основном недорогая графика художника, а из живописных работ удачно был продан только холст 1943 года, вынесенный на обложку каталога (24 тыс. евро).
Также на торги были выставлены 10 произведений Элен д’Эттинген, русской по происхождению, но всю жизнь прожившей во Франции, дружившей с Гийомом Аполлинером, Леопольдом Сюрважем, Сержем Фера. Работы, подписанные псевдонимом Франсуа Анжибу, пользовались неожиданным спросом. Семь из них были куплены, причем с превышением эстимейта. Самый дорогой лот – кубистический пейзаж 1919 года (92 тыс. евро). Шесть из семи работ приобрел российский покупатель, так же как это произошло с работами Сержа Фера на торгах Artcurial год назад. Высока вероятность, что эти работы будут выставлены в России, а Элен д’Эттинген станет очередным художником в веренице вновь открываемых русских эмигрантов.