В течение почти двух недель в Париже, одном из мировых центров антиквариата, проходит Биеннале антикваров, второй по значимости после ярмарки TEFAF в Маастрихте слет ценителей старого искусства. Биеннале организует французский Национальный Синдикат антикваров (SNA – Syndicat National des Antiquaires), чуть ли ни самое старейшее и уважаемое в Европе объединение продавцов старинных предметов, возникшее в 1901 году. Первая биеннале прошла в 1956 году в зале Porte de Versailles, и с тех пор каждые два года члены синдиката выставляли свои лучшие достижения. Очень быстро к французам присоединились бельгийские, швейцарские, итальянские арт-дилеры, чуть позже продавцы из США и Канады, и в 1962-м ярмарка приобрела статус международной. А еще через два года переехала в Grand Palais, дворец, построенный для Всемирной выставки 1900 года. Идеальное место для экспозиций – около 100 тыс. метров, перекрытых стеклянным сводом без опор, пропускающим максимум света.
В 1993 году от потрепанного временем потолка дворца оторвался фрагмент и упал прямо на витрины готовящейся там очередной выставки. Дворец спешно закрыли на реставрацию, которая затянулась более чем на 10 лет. Биеннале антикваров на это время переселилась Carrousel du Louvre – выставочный комплекс в подвале Лувра.
Несмотря на стремительный рост рынка последних лет, французские антиквары не поддаются панике и по-прежнему предпочитают проводить биеннале только раз в два года, подчеркивая ее особый статус и значение. В 2006 году биеннале наконец вернулась в Grand Palais, по поводу чего закатили небывалый праздник. Нынешняя же биеннале – 24-я по счету – отличается грандиозным и дорогостоящим проектом оформления. Его заказали французскому дизайнеру Патрику Базанану, который превратил дворец в настоящий зимний сад. Четыре основные зоны – сад в стиле дзен, дикий сад, розарий и средиземноморский сад – тематически разделяют и стенды участников. Всего в Grand Palais привезли семь тыс. тонн земли, сотни растений и даже разбили специальный овощной огородик в зоне ресторанов. Кстати, к ресторанам в этот раз особенный интерес – антикварные деликатесы дополнены деликатесами гастрономическими. В течение всей биеннале лучшие французские шеф-повара радуют гурманов своими кулинарными изысками. Начиная с гала-ужина, на котором присутствовали немало прославленных лиц, ведь биеннале это еще и крупное светское событие. Так на торжественном вечере можно было встретить представителей знаменитых фамилий Орлеанских и Ротшильдов, миллиардеров Франсуа Пино и Бернара Арно, высокопоставленных чиновников, таких как министр здравоохранения Ксавье Бертанд и министр культуры Кристин Альбанель, знаменитых людей искусства вроде архитектора Питера Марино или актрисы Моники Белуччи, дизайнеров Юбера Живанши и Джона Гальяно. Посетили открытие биеннале и брат действующего президента Франсуа Саркози, и мадам Ширак.
И все-таки Биеннале антикваров – это не только (или даже не столько) вкусная еда, роскошные сады и знаменитые гости. Прежде всего это искусство, старое, избранное, утонченное. Около сотни участников из 12 стран, среди которых доминирует, конечно, Франция. Если ярмарка в Маастрихте знаменита лучшими работами старых мастеров, то Парижская биеннале славится мебелью и декоративно-прикладным искусством, в котором французам нет равных. В этой области у французских арт-дилеров, как правило, узкая специализация и точечный подход – на биеннале выставляются только избранные предметы, поэтому все искусство здесь очень дорогое. Как считают сами антиквары, это позволяет постоянно держать высокую планку качества, которая подтверждается каждые два года. Кстати, этого времени арт-дилеру как раз хватает, чтобы полностью обновить коллекцию.
Так, знаменитая галерея Didier Aaron, которая имеет отделения не только в Париже, но и в Лондоне и Нью-Йорке, привезла на биеннале пару неоклассических шкафов времени Людовика XV работы Жана-Франсуа Лелё, украшенных маркетри, бронзой и мрамором. Галерея Jean Lupu выставляет редкий симбиоз картоньера (шкафчика для хранения бумаг) эпохи Людовика XIV и часов, специально изготовленных для него. Галерея Bernard Steinitz предлагает великолепные итальянские золоченые рамы эпохи барокко, а Perrin Antiquaires – рамы XVII века, украшенные кораллом, бронзой и стеклом. Бронзу показывает Kraemere, а галерея Chevalier – ковры и гобелены, в том числе трехметровое полотно с изображением типичных барочных амурчиков и цветочных гирлянд, выполненное на Королевской мануфактуре гобеленов около 1700 года.
Некоторые из дилеров успели прославиться и в Москве – они участвовали в Салоне изящных искусств в Манеже. Например, галерея Aveline, которая на биеннале выставляет замечательную подборку мебели: комплект из комода и двух угловых шкафчиков времени Людовика XVI, комод маркетри в стиле булль, комплект мягкой мебель времени Людовика XV. Или галерея Michel-Guy Chadelaux, на стенде которой можно найти банкетку для отдыха на резной деревянной основе XIX века и трехметровый декоративный витраж в стиле ар деко.
Есть на биеннале и декоративное искусство Востока, которое прежде всего можно найти на стенде галереи Christian Deydier. Кристиан Дейдье, глава Национального синдиката антикваров, который правит балом, является одним из крупнейших дилеров в этой области и предлагает купить, например редчайший серебряный кувшин VII века яйцеобразной формы, происходящий из Средней Азии.
Что касается живописи, то она представлена в полном объеме, несмотря на то что на биеннале уступает объектам искусства. Живопись Средних веков и итальянского Возрождения показывает флорентийская галерея Moretti, а северных старых мастеров, в том числе Питера Брейгеля Младшего, привезли знаменитая Galerie De Jonckheere из Брюсселя и Bernheimer Fine Old Masters из Мюнхена. Никакое французское событие не может обойтись и без французской живописи начала XX века и парижской школы, которые представлены на стендах многих галерей. На стенде галереи Schmit – Вюйар, Мане, Моне, Модильяни, Редон, Дени, Сутин, Писсарро. У Applicat-Prazan – натюрморт Николя де Сталя, галерея Landau Fine Art привезла из Монреаля работы Рене Магритта, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Кис ван Донгена, Анри Матисса, скульптура Генри Мура. А у Le Minotaure художники, принадлежащие одинаково и французской, и русской школам – Марк Шагал, Серж Шаршун, Владимир Баранов-Россине.