Большие торги произведениями импрессионистов и модернистов, которые Sotheby's и Christie's проводят в июне в Лондоне, традиционно завершают антикварный сезон. По-прежнему самый дорогой и престижный раздел коллекционирования (несмотря на значительный рост продаж современного искусства) является индикатором состояния рынка в целом. В этот раз торги ясно показали, что, несмотря на опасения по поводу того, что спад в финансовой сфере коснется и арт-бизнеса, рынок не только стабилен, но и дает значительный рост.
Мировые аукционные гиганты провели несколько сессий торгов, самые важные из которых – вечерние торги, соединяющие на одной площадке наиболее значимые произведения конца XIX – начала XX века и наиболее солидные капиталы, инвестируемые в эти работы.
Первым свой аукцион весьма успешно провел Christie's, заработав почти 145 млн. фунтов (тогда как специалисты оценивали торги в 90 млн. фунтов), продав 66 работ из 81 представленной, 35 из которых – по цене более чем в 1 млн. фунтов. В аукционном зале Christie's было не меньше тысячи клиентов, попасть на торги можно было исключительно по пригласительным билетам, хотя, как рассказывают очевидцы, присутствовали в основном крупные дилеры, в том числе и русские. По словам коллекционера Сергея Ревякина, также посетившего торги, «было ощущение, что находишься среди болельщиков, а не среди игроков».
Главной жемчужиной коллекции стало полотно Клода Моне с изображением очередных кувшинок, которых лидер импрессионизма написал великое множество – Моне разводил их в собственном саду в Живерни, и они были чуть ли не самыми любимыми его моделями. Впрочем, «Пруд с кувшинками», написанный в 1919 году, относится к отдельной серии масштабных полотен с изображением водяных лилий, над которыми художник работал с 1914 года. Другое близкое полотно из этой группы хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, еще одно было продано на Christie's в 1992 году за 12 млн. долл. (звездный результат для того времени) и сейчас находится в частном собрании и, наконец, третья работа была разрезана когда-то на две отдельные части, каждая из которых ведет жизнь самостоятельного произведения. «Пруд с кувшинками» был неоднократно опубликован, участвовал в нескольких выставках 1920-х годов и имеет безупречный провенанс. Работу выставили на торги наследники четы Миллер, промышленников и коллекционеров из американской Коламбии, штат Индиана.
Двухметровое горизонтальное полотно специалисты аукционного дома оценили в 18–24 млн. фунтов, что заранее приближало стоимость работы к мировому рекорду на живопись Моне, установленному всего месяц назад в Нью-Йорке (тогда Christie's продал «Железнодорожный мост в Аржантее» за 41,4 млн. долл.). Специально по просьбе владельцев работы в Лондон прилетел ведущий аукционист американского отделения Christie's Кристофер Бердж, которого зал встретил аплодисментами. Он начал торги с 12 млн. фунтов. По сведениям информагентств, в борьбу включились от 6 до 11 потенциальных покупателей. Победу одержала присутствовавшая в зале управляющий директор лондонской компании Art & Management International Таня Бакрел Пос, которую быстро опознали журналисты (но для кого арт-консалтинговая компания купила редкое полотно, осталось неизвестным). Зал снова взорвался аплодисментами – новый рекорд на живопись Клода Моне – 40,9 млн. фунтов. Это еще и самая значительная сумма, уплаченная за произведения искусства на торгах Christie's в Европе. Кстати, европейские коллекционеры были самыми активными на торгах – им принадлежит 62% купленных лотов. В два раза меньше (34%) купили американцы, а еще 3% – покупатели из азиатских стран, активность которых сейчас сравнительно высока.
Еще одна удачная продажа вечера – пастель Эдгара Дега «Танцовщицы у станка», долгое время хранившаяся в собрании американского сахарного магната Генри Хэвмейера и его потомков.
За работу боролись пять человек (по некоторым сведениям, среди них были и русские покупатели), битву выиграл неизвестный покупатель по телефону. Результат продажи – 13,4 млн. фунтов при эстимейте 4–6 млн. фунтов. Принесли торги и значительный результат для русского антикварного рынка – дом Christie's, ориентируясь на русских покупателей, выставил на торги сразу несколько произведений русских художников. Новый рекорд был установлен на живопись Натальи Гончаровой, правда, совсем немного превосходящий прошлогодний. Работа «Цветы» 1912 года, которую Christie's привозил в Москву и показывал в Третьяковке вместе с прерафаэлитами, была продана за 5,5 млн. фунтов (против 4,9 млн. фунтов за ее же «Сбор яблок»). Результат особенно показателен, учитывая отсутствие интереса к работам Гончаровой на только что прошедшей русской неделе в Лондоне.
Если для Гончаровой результат объясним и понятен, то рекорд, который поставила работа Веры Рохлиной, совершенно загадочен. Рохлина – одна из многочисленных учениц Машкова, позже перебравшаяся в Париж. Ее творчество всегда воспринималось как вторичное по отношению к ее великим современникам и интерес вызывало разве что у историков искусства, но не у широкой публики. Не далее как на последних русских торгах Sotheby's «Обнаженная» Рохлиной была продана за 265 тыс. фунтов, чем вызвала немалое удивление. Работа, выставленная на вечерние торги импрессионистов Christie's, «Игрок в карты», принесла 2 млн. фунтов – невероятный и действительно безумный рекорд для творчества русско-французской художницы. Как рассказал Сергей Ревякин, западные дилеры, присутствовавшие на торгах, в большинстве своем даже не знают художницу, которая появилась на русских аукционах всего несколько лет назад, и подозревают в покупке русских дилеров. Еще один русский рекорд торгов принадлежит Владимиру Баранову-Россине – его работа «Адам и Ева» 1910 года была продана за 2,7 млн. фунтов.
На торгах аукционного дома Sotheby's, прошедших на следующий вечер, столь же дорогих работ, что у конкурента Christie's не было. Тем не менее дом заработал 102 млн. фунтов. Из 55 лотов продано 50, из них 25 по цене, превышающей 1 млн. фунтов, 70% приобретений совершили европейские покупатели, 28% пришлось на долю американцев. Основные торги совершались по телефону.
Главный лот торгов – полотно Джино Северини, итальянского художника, теоретика искусства, одного из лидеров итальянского футуризма. Полотно «Танцовщица» написано в 1915 году, в период самого расцвета авангардных поисков Северини. В 1917-м Северини сам продал свою работу знаменитому нью-йоркскому фотографу и галеристу Альфреду Штиглицу, который показал ее на выставке, после чего полотно оказалось в частных руках и спустя тридцать лет попало в Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, где хранилось в течение нескольких десятилетий.
«Танцовщица» – один из типичных мотивов художника, основанных на теме ночных кабаре. Близкая к абстракции, но все же фигуративная композиция отражает главные принципы футуризма – скорость и динамизм, сочетающиеся с типичной для Северини яркой цветовой палитрой. Работы Северини этого времени и такого качества и размера появляются на рынке крайне редко (по информации Sotheby's, последний раз подобная работа продавалась с молотка в 1990 году). Оцененная в 7–10 млн. фунтов, «Танцовщица» была куплена за 15 млн. фунтов, что стало рекордом не только для творчества художника, но и для живописи футуристов в целом.
9,5 млн. фунтов заплатил неизвестный покупатель по телефону за скульптурную группу Альберто Джакометти «Трое шагающих мужчин I» (эстимейт 4–6 млн. фунтов). Агентство Bloomberg предположило связь этой продажи с недавними покупками Романа Абрамовича: по сведениям Art Newspaper, именно он приобрел месяц назад на торгах Christie's в Нью-Йорке работу Джакометти «Большая стоящая женщина II» за 27 млн. долл., а чуть позже на ярмарке Art Basel – другую бронзовую скульптуру швейцарского мастера за 14 млн. долл. «Трое мужчин» – характернейшее произведение Джакометти послевоенного периода, датируемое 1948 годом, – хрупкие человечки высотой 72 см, почти лишенные черт лица и человеческих пропорций.