Вечерние торги Sotheby’s стали самой интересной частью русской недели.
Фото предоставлено пресс-службой Sotheby’s
В Лондоне прошла традиционная неделя русских торгов, которую провели четыре аукционных дома – Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s. От нынешних русских торгов рекордов не ждали – то ли цены слишком высокие, то ли настроение уже по-летнему не азартное, то ли современное искусство так активно вытесняет из умов и сердец собирателей (а заодно и из их кошельков) искусство традиционное. Есть даже мнение, что причиной не слишком удачных продаж стал Международный экономический форум, который отвлек внимание покупателей, не успевших просмотреть аукционные каталоги.
Неповторимый успех
Аукционные дома Sotheby’s, Christie’s и Bonhams, не сговариваясь (а может, как раз сговариваясь), выставили на торги несколько полотен Натальи Гончаровой, и не просто средних работ, а самых что ни на есть топ-лотов. С тех пор как год назад на торгах импрессионистов Christie’s полотно художницы было куплено за астрономическую для ее творчества сумму почти в 10 млн. долл., аукционные дома озаботились поиском других, не менее эффектных работ русской авангардистки. Если в ноябре 2007 года только Sotheby’s предложил покупателям «Колокольчики» (и продал за 3,45 млн. фунтов), то в этот раз на трех аукционах сразу четыре полотна художницы.
Результаты продаж неутешительные – стоимость трех полотен едва дотянула до нижних отметок эстимейтов, а четвертое и вовсе осталось непроданным. Может быть, цены оказались высокими, но скорее всего просто ценителей Гончаровой в кругах российских клиентов существенно меньше, нежели на международных торгах.
А работы аукционные дома нашли не просто интересные, но и удачно дополняющие друг друга, вместе представляющие своеобразную мини-ретроспективу раннего творчества художницы. Christie’s безуспешно попытался продать «Распятие» 1906 года, то есть того времени, с которого начинается, возможно, самый интересный и самобытный период в творчестве художницы – примитивизм. Не помогла даже та интересная подробность, что в лике Христа угадываются якобы черты Михаила Ларионова. Метровое полотно, очень непростое для восприятия, экспрессивное и нагруженное эмоциями, было оценено в 1,5–2,5 млн. фунтов.
Работы, выставленные на Sotheby’s, чуть более позднего времени. Одна из них – «Натюрморт с красными цветами и персиками» датируется 1907–1910 годами, когда Гончарова увлекается французской живописью, особенно Гогеном и фовистами (1,1 млн. фунтов при эстимейте 1–1,5 млн. фунтов). Другая работа отражает следующий короткий этап художественных поисков Гончаровой (1912–1913 год) – исследование теорий итальянских футуристов. «Натюрморт с фруктами» художница увезла с собой в Париж в 1914 году, где показала его на выставке, а затем подарила Гийому Аполлинеру (2,2 млн. фунтов при эстимейте 2–3 млн. фунтов).
Полотно, проданное на Bonhams, – уже парижского периода. «Парусник», по мнению экспертов аукционного дома, был написан на рубеже 1910–1920-х годов и является очень характерной работой этого периода (1,7 млн. фунтов при эстимейте 1,5–2 млн. фунтов). Говорят, что аукционный дом приложил немалые усилия, чтобы перебить это полотно у конкурентов. Впрочем, он не прогадал в любом случае – ведь таких дорогих русских работ на Bonhams еще не было.
Работа Зинаиды Серебряковой установила неожиданный ценовой рекорд в 1 млн. фунтов. Фото из каталога Sotheby’s |
Скромные результаты
Кроме Гончаровой и остальные торги также прошли без ошеломляющих сенсаций, хотя и не без рекордов. Вечерний аукцион Sotheby’s оказался самой удачной и интересной частью русской недели. Несмотря на то что Sotheby’s заработал меньше, чем в прошлом году, – 21 млн. фунтов и продал только 41 лот из 58, на торгах было установлено шесть ценовых рекордов. Самый неожиданный – продажа полуметровой пастели Зинаиды Серебряковой «Обнаженная», цена которой в результате настоящей борьбы выросла со 100–150 тыс. фунтов до чуть более 1 млн. фунтов. Еще один рекорд, как и ожидалось, установило полотно Константина Коровина, изображающего террасу его дома в Гурзуфе, которую он в шутку называл «сковородкой» и на которой любил проводить время с друзьями (чуть меньше 1,5 млн. фунтов).
По-прежнему удачно продается Айвазовский: все его работы нашли покупателей, сухопутный «Зимний пейзаж» вырос в цене с 80–120 тыс. до 553 тыс. фунтов, а холст «Пушкин и Мария Раевская на берегу моря», который аукционный дом показал на выставке в Москве, был продан в рамках эстимейта за 1,8 млн. фунтов. Еще один лот-«миллионер» – холст «Цветочная плантация» Бориса Кустодиева – не типичная работа для мастера русского пейзажа и жанра, изображающая французскую провинцию (чуть более 1 млн. фунтов). Немного не дотянуло до миллиона фунтов и полотно Константина Юона «Кремль перед коронацией царя Михаила Федоровича». Тем не менее цена в 959 тыс. фунтов – новый рекорд на живопись художника.
Кроме вечерних торгов Sotheby’s провел также дневной аукцион русского искусства (его общая сумма составила 9,3 млн. фунтов) и аукцион декоративно-прикладного искусства (на сумму 9,2 млн. фунтов). На последнем стоит отметить знак ордена Андрея Первозванного 1800 года, усыпанный бриллиантами, – его купили за 2 млн. 729 тыс. фунтов при эстимейте 400–600 тыс. фунтов.
Christie’s в отличие от Sotheby’s провел только одну сессию, которая принесла 11,2 млн. фунтов, и не только не может похвастаться новыми рекордами, но и даже удачными продажами заявленных топ-лотов, среди которых был куплен только «Портрет японского актера Тодзюро Каварасаки» кисти Петра Кончаловского, проданный в рамках эстимейта чуть более чем за 1 млн. фунтов. Главное же достижение торгов – полотно Ивана Шишкина «Мачтовый лес в вятской губернии», возросшее в цене с 400–600 тыс. фунтов до 1,38 млн. фунтов. Работа является уменьшенной копией полотна, хранящегося в Третьяковской галерее, и происходит из датской частной коллекции, в которой оно хранилось с 1920-х годов.
Bonhams, который теперь по праву гордится продажей Гончаровой, не мог обойтись без своего любимца – Алексея Харламова, никогда не подводившего организаторов (с 2006 года цена, уплаченная за работу «Маленькая портниха» (610 тыс. фунтов), была для русского искусства на Bonhams самой высокой). Очередной идеализированный портрет маленькой девочки, на этот раз надувающей мыльные пузыри через соломинку, вынесен на обложку аукционного каталога. Работа, которая более века хранилась в частной шотландской коллекции, была сразу оценена дорого – в 400–600 тыс. фунтов, но продана в рамках эстимейта за 568 тыс. фунтов. Успешно по меркам этого аукционного дома были проданы также работы Экстер, Кончаловского и Маковского (ее аукционный дом показывал на презентации в Москве).
Кроме того, Bonhams впервые провел торги русскими книгами, включив в аукцион коллекцию художественной фотографии некогда знаменитого советского мастера фоторепортажей Льва Бородулина. Одна из работ его коллекции и стала самым дорогим лотом торгов (плакат «К коммунизму», выполненный сыном фотографа Александром Бородулиным, 6,6 тыс. фунтов).
Аукционный дом MacDougall’s, завершивший русскую неделю двухдневными торгами, был в этот раз также вполне успешен. Еще до начала торгов неизвестный покупатель приобрел коллекцию из семи работ Мартироса Сарьяна за 600 тыс. фунтов (верхняя граница общего эстимейта). Самая дорогая из этих работ – «Гора Арагац летом» выставлялась с оценкой 220–300 тыс. фунтов. Живописная работа Сарьяна 1918 года на вечерних торгах Sotheby’s была продана за 313 тыс. фунтов, на торгах Bonhams – его же натюрморт 1916 года куплен за 36 тыс. фунтов.
Самые интересные и дорогие лоты торгов MacDougall’s нашли своих покупателей. Работа Ивана Шишкина «Мерикюла. На даче» была куплена за 1 млн. фунтов, столько же неизвестный покупатель заплатил и за «Вид Одессы в лунную ночь» Ивана Айвазовского, а его же «Высадка Христофора Колумба», являющаяся частью большого полотна, была продана в рамках эстимейта за 970 тыс. фунтов. Вполне успешно прошли торги послевоенным русским искусством – традиционно сильным разделом у MacDougall’s. Правда, главный лот – монументальная работа Виталия Комара и Александра Меламида «История СССР», состоящая из 58 панелей, – все же остался непроданным. Всего за два дня аукционный дом заработал 12,3 млн. фунтов.
Илья Глазунов опроверг авторство работы «Вид Кремля». Фото из каталога Sotheby’s |
Ложка дегтя
Не слишком успешные в целом торги начались и с солидной ложки дегтя – два крупнейших аукционных дома получили пусть по маленькому, но неприятному скандалу.
По мере включения России в мировой художественный рынок, включилась и государственная машина по розыску пропавших предметов искусства. Последнее время не только участилась информация о возврате на территорию страны пропавших ценностей, но и почти на каждых крупных торгах русским искусством обнаруживаются пропавшие предметы. В этот раз снова не повезло аукционному дому Christie's (не далее как на прошлых русских торгах в Лондоне в ноябре 2007 года с торгов сняли исторические документы, украденные из Российского государственного военного архива). Теперь пришлось снять с торгов икону XIX века «Освобождение Москвы Великим князем Иваном III», выставленную на специализированный аукцион, посвященный православным ценностям. Как оказалось, икона была похищена в 1994 году из музея-заповедника «Коломенское», позже вывезена из страны контрабандой и продана в частное собрание, а сейчас занесена в разыскной список Интерпола (всего же в этих списках около 1100 работ из России). Икона не только была оценена аукционным домом в 25–35 тыс. фунтов, но и вынесена на обложку каталога. Сотрудники службы поиска просматривают уже готовые каталоги, а это значит, что аукционному дому приходится официально снимать вещь с торгов, что всегда выглядит не лучшим образом.
Впрочем, снятие с торгов – процедура хоть и неприятная, но все же уже сравнительно привычная. А вот на Sotheby’s ситуация сложилась более серьезная, способная ударить по репутации если не аукционного дома, то ряда его экспертов. Художник Илья Глазунов в конце мая выступил с заявлением о том, что Sotheby's ошибочно приписал ему авторство одной из работ, выставленных на торги («Вид Кремля», 2,8х2 м, эстимейт 8–12 тыс. фунтов). Художник был крайне возмущен, называл произошедшее «величайшим свинством», а выставленную работу «поганой мазней». А заодно был недоволен и низким эстимейтом – мол, его работы так дешево оценивать не годится.
Аукционный дом долго не мог решить, что же ему делать – бороться с живым художником, доказывая, что работу свою он просто подзабыл (владелец лота рассказал сотрудникам дома весьма складную историю о ее происхождение), или все же признать ошибку и работу снять. Выбрали золотую середину – промах признали, но работу оставили в каталоге с обозначением «Русская школа. XX век», эстимейт, впрочем, не изменили. Работу купили за 7,5 тыс. фунтов. Оно и правильно – современное искусство любит истории и скандалы. Которые, впрочем, по прошествии времени забываются, а вот работа, опубликованная в каталоге одного из лидеров арт-рынка, остается навсегда. Так что сколько бы господин Глазунов ни протестовал, в его биографии появилось еще одно полотно.