«Сюрприз» Жан-Антуана Ватто удивил президента европейского отделения Christie’s Йохана Пулкканена и директора отдела старых мастеров Джеймса Брюса Гардайна.
Аукционный дом Christie’s открыл в Мраморном дворце Петербурга первую в истории города предаукционную выставку под названием «От Ватто до Моне». О ее проведении глава европейского отделения Christie’s Йохан Пулкканен и директор Русского музея Владимир Гусев договорились в конце апреля, на подготовку экспозиции ушло совсем немного времени – обе стороны были очень заинтересованы в ее проведении. Для Christie’s такое сотрудничество означает новые благоприятные условия для развития на российском рынке, для музея – возможность контактировать с западными коллекционерами и принимать в своих стенах прекрасные произведения живописи. Торопились с организацией еще и для того, чтобы успеть к началу Петербургского Международного экономического форума, который в эти дни проходит в Северной столице. И хотя представители Christie’s говорят, что совпадение событий на уровень продаж вряд ли повлияет, соседство все-таки приятное.
В Белом зале Мраморного дворца, одном из самых красивых выставочных пространств Петербурга, разместилось 17 первоклассных работ из двух разделов – искусство старых мастеров и живопись импрессионистов. Все эти работы будут выставлены на продажу в июне–июле на торгах в Лондоне.
Главное произведение привезенной коллекции – полотно Жан-Антуана Ватто «Сюрприз», полностью оправдывающее свое название. Небольшая работа знаменитого мастера французского рококо стала настоящей неожиданностью для сотрудников Christie’s – считавшееся более 200 лет утерянной, год назад она была обнаружена в частной коллекции в Англии.
Импрессионисты и старые мастера прекрасно вписались в Белый зал Мраморного дворца. Фото автора |
История этой работы известна в подробностях: выполнена в 1718 году для советника французского короля Николаса Энена (предполагается, что работ было две – парная картина «Трезвучие» хранится сейчас в музее искусств в Лос-Анджелесе), затем перешла в собственность биографа Ватто Жана де Жюльена, который сделал и опубликовал гравюру с работы, а позднее оказалась в Англии, в собрании вдовы генерала Джона Мюррея. Полотно упоминается в статьях многих современников Ватто как одно из лучших его произведений. Эстимейт этой типичной для художника камерной галантной сцены с тремя персонажами – 3–5 млн. фунтов. Оценить полотно для специалистов аукционного дома было делом непростым – произведения Ватто, тем более столь высокого, музейного уровня, появляются на рынке крайне редко.
Из раздела старых мастеров Christie’s привез также метровый эскиз вставшей на дыбы лошади Антониса Ван Дейка (эстимейт 2–3 млн. долл.), пейзаж Яна Брейгеля Старшего (2,4–3,6 млн. долл.), два пейзажа Яна ван Гойена (400–600 тыс. долл. каждый).
Искусство импрессионистов и постимпрессионистов представлено самыми значительными именами. Из двух работ Клода Моне особенно выделяется «Закат Лавакуре» 1880 года – произведение незаконченное, но ярко отражающее принципы импрессионизма (35 млн. долл.). Второй его пейзаж «Сосны в Варанжвиле», написанный двумя годами позже и входивший в ряд известных коллекций, оценен в 3–4 млн. долл. Чуть дешевле – в 2,4–3,6 млн. долл. – аукционный дом рассчитывает получить за типичную зарисовку ночной жизни Парижа кисти Тулуз-Лотрека, такую же сумму – за редкий ранний пейзаж Сезанна, изображающий местечко Эстак близ Марселя. Christie’s привез также работы Ренуара, Ван Донгена, Магритта, Писсарро, Фантен-Латура.
Московские журналисты ждали в Мраморном дворце Валентину Матвиенко, которая, по слухам, обещала наведаться на торжественное открытие. Петербургские коллеги с намного большим интересом общались с представителями аукционного дома – гости, ставшие для Москвы привычными, в Северной столице пока в новинку. После пресс-показа организаторы устроили ланч, на котором в преддверии русских торгов в Лондоне можно было пообщаться с главой отдела русского искусства Алексисом фон Тизенгаузеном. А также с директором департамента старых мастеров Джеймсом Брюсом Гардайном, обнаружившим работу Ватто. Он же одновременно является одним из главных аукционистов Christie’s, на счету которого множество блестящих продаж. «Торги – это театр», – вдохновенно начал свою речь Гардайн. И в это действительно верится, достаточно вспомнить нашумевшую продажу Ротшильдовского яйца Фаберже в ноябре 2007 года. Тогда именно Гардайн вел торги в напряженной тишине, почти шепотом, изящно и артистично (аукционист и сам гордится этим успехом). Кстати, Гардайн редко расстается со своим молотком – он привез его с собой и в Петербург, что вызвало всеобщий восторг. Правда, во время беседы молоток загадочным образом исчез и теперь, по всей видимости, останется в Петербурге – Christie’s сюда еще вернется.
Петербург