Прошедшая неделя выдалась насыщенной по количеству событий в антикварном мире Москвы. В преддверии русских торгов, которые состоятся в Лондоне через неделю, а также в связи с Московским салоном изящных искусств, сразу три европейских аукционных дома (не считая международного гиганта Sotheby’s) устроили торжественные мероприятия.
Аукционный дом Bonhams представил избранные лоты будущих русских торгов в резиденции посла Великобритании в Москве. В уютной, почти домашней обстановке аукционные лоты смешались с собственной коллекцией посла, и только таблички с указанием стоимости говорили о том, что эти вещи можно приобрести. Bonhams привез прекрасную работу Константина Маковского «Отдых на пути в Киев» (эстимейт 250–350 тыс. фунтов), один из девичьих портретов любимого художника аукционного дома Алексея Харламова – именно ему принадлежит пока главный русский рекорд Bonhans (400–600 тыс. фунтов), работу Оскара Рабина 1962 года (80–100 тыс. фунтов) и ранний «карточный стол» Владимира Немухина (60–80 тыс. фунтов). Но главный лот в экспозиции, как и на самих торгах, – полотно Натальи Гончаровой «Парусник» 1916 года. Полотно происходит из собрания бывшего директора галереи Тейт сэра Джона Ротенштейна, которому художница подарила свою раннюю работу в 1953 году. Таких дорогих русских работ на Bonhams еще не было – аукционный дом оценил полотно в 1,5–2 млн. фунтов. Кроме того, Bonhams показал несколько вещей аукциона живописи старых мастеров, который состоится в Лондоне в июле.
Другой лондонский аукционный дом – MacDougall’s в тот же день провел пресс-конференцию, посвященную предстоящим русским торгам. Как и на последних торгах в ноябре 2007 года, каталог аукциона состоит из двух частей: произведения XIX – начала XX века и современное русское искусство – всего более 550 лотов. Один из главных лотов торгов – работа Ивана Айвазовского «Высадка Христофора Колумба» (эстимейт 750 тыс. – 1 млн. фунтов). Работа является вторым фрагментом разрезанного некогда большого полотна, другая часть которого в апреле этого года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Прекрасный шанс для нынешнего владельца получить картину в том виде, в котором ее написал художник. В разделе послевоенного русского искусства, традиционно очень сильном у MacDougall’s, главный лот – монументальная работа Виталия Комара и Александра Меламида «История СССР», состоящая из 58 панелей (600–900 тыс. фунтов).
Впервые в России появился и старейший европейский аукционный дом Dorotheum – на официальном завтраке для журналистов представители дома рассказали о планах развития Dorotheum в России. Пока аукционный дом не планирует открывать представительство в Москве и тем более проводить русские торги. «Слишком рано, – сказал Саймон Мрац, курирующий русский отдел, – сначала мы хотим познакомиться с российским рынком и клиентами, но уже осенью планируем провести в Москве первую предаукционную выставку. Начнем с современного европейского искусства». Кроме современной живописи аукционный дом намерен предложить российским клиентам качественную живопись старых мастеров, которая составляет самый сильный раздел Dorotheum. В этой связи в Москву специально приехал ведущий эксперт аукционного дома в этой области Питер Вульф. А вот русским искусством Dorotheum заниматься не планирует – 5–6 лет назад такая попытка уже была и успехом не увенчалась. Как объясняют сотрудники дома, не было достаточной базы – связей с хорошими экспертами в этой области, да и самого искусства, которого в Австрии в отличие, например, от Франции или Скандинавии совсем немного. Аукционный дом надеется, что российские клиенты уже достаточно подготовлены для серьезного коллекционирования предметов других областей искусства.