Шведская принцесса Кристина и посол Швеции в России Юхан Муландер в спорах о русском искусстве.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Экспансия европейских участников антикварного рынка на российскую почву продолжается. У российских аукционных домов и арт-дилеров появился еще один конкурент – шведский аукционный дом Bukowskis, который следом за Sotheby’s и Christie’s открыл в Москве свое представительство. Появился этот конкурент, конечно, давно (свои первые русские торги Bukowskis провел в 1931 году), но в течение последнего полугода начал принимать активные шаги по продвижению компании. В ноябре 2007 года в посольстве Швеции в Москве Bukowskis познакомил российскую публику со своим официальным представителем Каролиной Линдал. Теперь же целый офис, расположенный в самом центре столицы, будет работать на привлечение новых клиентов и поиск материала для аукционных продаж. Это понятно: фантастическая щедрость российских коллекционеров притягивает европейские дома, а многовековые связи между Швецией и Россией обеспечили у северных соседей приличный запас русского искусства.
Прием по случаю открытия представительства лидера скандинавского рынка был скромный и по-шведски сдержанный, но камерное помещение офиса, не предназначенное для массовых торжеств, было заполнено приглашенными и прессой до отказа. Отдельную рекламу событию сделал приезд шведской принцессы Кристины, дочери правящего короля Карла XVI, которая является председателем культурного совета аукционного дома и всячески поддерживает его деятельность.
Привозить в такие тесные, не предназначенные для выставок условия дорогие топ-лоты предстоящих торгов небезопасно да и просто не рационально. Аукционный дом ограничился всего несколькими экспонатами из русской части своих традиционных международных торгов, которые пройдут в Стокгольме и Хельсинки в конце мая. Из них главный лот – работа Ивана Шишкина «Лес» 1895 года, происходящая из коллекции Вильгельма Болина – племянника Карла Болина, основателя знаменитой придворной ювелирной фирмы в Петербурге. Метровое полотно с изображением освещенного солнцем лесного пригорка оценена в 530–740 тыс. евро. Кроме того, аукционный дом привез камерную работу Алексея Харламова «Девочка у медного котла» (эстимейт 53–74 тыс. евро) и полотно Оскара Рабина «Рождество в Париже» (эстимейт 32–34,5 тыс. евро). В небольшой витрине были выставлены избранные лоты раздела декоративно-прикладного искусства, а торжественность вечеру придавали зажженные свечи в высоких серебряных канделябрах, также выставленных на торги (эстимейт 43–64 тыс. евро).