Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской стала наконец доступна для публики – на прошлой неделе в Константиновском дворце в Стрельне открылась новая экспозиция. Свое собрание знаменитые музыканты формировали в течение 30 лет эмиграции, приобретая для парижской квартиры предметы, напоминающие родную страну. Почти год назад уникальное собрание было выставлено на торги Sotheby’s с оценкой 26–40 млн. долл. Аукцион, назначенный на 18–19 сентября 2007 года, привлек колоссальное внимание общественности и арт-бизнеса: коллекции такого уровня попадают на торги крайне редко, и подобные продажи могут внести значительные коррективы в ценообразование на предметы антиквариата. Но главной неожиданностью стали как раз не цены – буквально накануне дня торгов аукционный дом объявил, что коллекцию целиком выкупил российский предприниматель Алишер Усманов (сумма, уплаченная им за собрание, до сих пор точно неизвестна, СМИ называют цифру в 72–90 млн. долл.). Усманов в свою очередь предпочел передать собрание государству, а точнее, Константиновскому дворцу, правительственной резиденцией в Петербурге, которая по сути является вторым политическим центром после Кремля. До этого Константиновскому дворцу особенно похвастаться было нечем – своего собрания он не имел. В новый дом коллекция переехала в декабре 2007 года, а ее открытие первоначально планировалось на март нынешнего года, но обширность и разнообразие коллекции потребовали более кропотливой и долгосрочной работы.
Теперь коллекция наконец открыта, а на официальной церемонии присутствовали и Галина Вишневская, и Алишер Усманов, и новый премьер-министр Владимир Путин, который сообщил, что Константиновский дворец для размещения собрания выбран не случайно, ибо служит сегодня «одним из символов возрождения нашей страны, восстановления преемственности наших исторических, духовных и культурных традиций». О каких именно традициях идет речь – премьер не уточнил.
Коллекция доехала до дворца в целости и сохранности, только одному произведению – работе «Сокровище ангелов» Николая Рериха – потребовалось укрепление красочного слоя, в связи с тем что масштабное полотно (его размер 4,3 х 4,7 м) пришлось снимать с подрамника: не проходило в узкие дворцовые двери. Остальные предметы (а их около 900 единиц хранения) потребовали лишь кропотливого описания.
Коллекция разместилась на цокольном (искусство XX века) и первом (искусство XVII–XIX веков) этажах в восточном флигеле дворца. Организаторы экспозиции решили распределить собрание не по традиционному принципу однотипности предметов, а тематически, исходя из времени создания работ. Формируя образы отдельных эпох, представленных в собрании, они объединили на одной площадке разноплановый материал – живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, фарфор – по возможности соотнося со стилистикой восстановленных залов дворца. Таким образом получилась поэтапно развернутая история русского искусства, по-домашнему вписанная в великокняжеские интерьеры. Один из залов полностью посвящен собранию из 22 живописных и графических произведений Ильи Репина.
Коллекцию может увидеть практически каждый желающий. Правда, не следует забывать, что Стрельна – все-таки правительственная резиденция, а значит, спецмероприятий, во время которых дворец для публики закрыт, здесь достаточно. Да и перемещаться по дворцу можно только в строго назначенное время в строго ограниченных группах. Впрочем, несмотря на все эти строгости, главное, что коллекция все-таки будет радовать глаз не только высокопоставленных гостей, но и всех, кто готов заплатить 350 рублей за музейный входной билет.