Иван Шишкин. Лесная поляна. 1896.
Иллюстрация из каталога Christie’s
Аукционный дом Christie’s вслед за своим конкурентом – домом Sotheby's провел в Нью-Йорке в конце прошлой недели торги произведениями русского искусства. Коллекция Christie’s в этот раз была намного скромнее, но не по уровню работ или результатам продаж, а по общему количеству выставленных на торги произведений. В противовес трем толстым томам Sotheby's – всего около 300 лотов, 70% из которых – предметы декоративно-прикладного искусства.
«Многие работы, которые мы представляем на торгах, происходят из частных коллекций Америки, но поскольку наш отдел действительно международный, то мы работаем с коллекционерами и из Европы, и из России и привозим принадлежащие им произведения в Нью-Йорк, – рассказал «НГ» глава международного русского отдела Christie’s Алексис Тизенгаузен. – Русские торги в Нью-Йорке проходят только раз в год, и мы всегда тщательно готовимся к ним. Тем более что здесь, как правило, не бывает такой светской обстановки, как в Лондоне, где русские недели превратились уже в обязательное светское мероприятие. Атмосфера в Нью-Йорке более деловая, да и коллекционеров и арт-дилеров присутствует на торгах значительно меньше, много сделок совершается по телефону. При этом если вещи действительно качественные, то настоящие ценители не будут лениться, чтобы пересечь океан и лично потрогать, понюхать, рассмотреть заинтересовавшую их работу».
Александр Яковлев. В ложе пекинского театра. 1918. Иллюстрация из каталога Christie’s |
Деловая атмосфера обернулась неожиданными результатами. Полотно Ивана Шишкина «Лесная поляна», изображающее залитый солнцем дубовый лес, при эстимейте 1–1,4 млн. долл. было продано за 3,177 млн. долл., установив таким образом новый рекорд на живопись художника. Это позднее полотно, написанное всего за два года до смерти художника в 1896 году, представляет традиционный пейзаж, выполненный в теплой светлой колористической гамме. Результат тем более замечателен, что всего несколькими днями ранее на Sotheby's похожее «лесное» полотно Шишкина, оцененное в 1,8–2 млн. долл., покупателя не нашло.
Триумфальная продажа пейзажа Шишкина изменила весь ход торгов, ведь главным героем должен был стать Александр Яковлев. На аукцион была выставлена целая коллекция его произведений, возглавляемая полотном «В ложе пекинского театра». Эта работа была создана художником после своей первой поездки на Дальний Восток в 1918 году. В Китае Яковлева поразил традиционный театр, которой стал темой целой серии работ художника. «В ложе пекинского театра» была оценена в 1,8–2 млн. долл., особого интереса не вызвала и куплена не была. Зато другие полотна и рисунки Яковлева продавались вполне успешно с превышением эстимейта – например «Портрет китайского торговца» вырос в цене со 120–160 тыс. до 325 тыс. долл.
Так же как и Sotheby's, дом Christie’s предложил покупателям коллекцию работ Николая Рериха. Только если Sotheby's собрал живописные произведения среднего размера, на Christie’s были представлены совсем небольшие и гораздо более эскизные работы. Исключение здесь составило полотно «Ростовский кремль» 1922 года, проданное за 657 тыс. долл. при оценке в 350–450 тыс. долл. Все работы Рериха были куплены с превышением эстимейта иногда в несколько раз. Так, стоимость работы «Жар Земли» выросла с 120–180 тыс. до 769 тыс. долл., «Тулола» – с 60–70 тыс. до 265 тыс. долл., «Ладожский этюд» – с 40–60 тыс. до 229 тыс. долл. Десять из представленных работ выставил на торги музей Университета Брайдейса. Средства от их продажи будут перечислены в фонд университета.
В разделе декоративно-прикладного искусства особенным вниманием пользовались изделия с перегородчатой эмалью. Так, набор для пунша на восемь персон фирмы Овчинникова был продан за 959 тыс. долл. при эстимейте 200–300 тыс. долл., набор для водки этой же фирмы, но работы Федора Рюкерта – за 735 тыс. при оценке 70–90 тыс. долл., а небольшой ковш фирмы Фаберже – за 457 тыс. при эстимейте 70–100 тыс. долл. Как и ожидалось, успешно была продана нефритовая фигурка слона работы Фаберже необычно большого для изделий фирмы размера – 19 см в высоту и 25 в длину (601 тыс. долл. при эстимейте 300–500 тыс. долл.). Вынесенная на обложку каталога ваза Ломоносовского фарфорового завода с агитационным рисунком, посвященным Красной Армии, покупателя не нашла.
Декоративно-прикладное искусство днем ранее продавал и Sotheby's. Здесь особенно удачно была продана небольшая икона в окладе работы Фаберже (780 тыс. долл. при оценке 100–150 тыс. долл.) и складной триптих фирмы Овчинникова (409 тыс. долл. при эстимейте 100–150 тыс. долл.), а также бронзовая полутораметровая скульптура «Шалунья» Матвея Чижова (385 тыс. при эстимейте 20–30 тыс. долл.).
В итоге Sotheby's по результатам трех сессий торгов заработал 46,5 млн. долл., Christie’s – 17,6 млн. долл.