Композиция с красным.
1953 год. Фото из каталога выставки
Парижская галерея Applicat-Prazan открыла выставку Сергея Полякова, известного во Франции как Серж Полякофф (именно так он подписывал свои работы). На выставке собраны большие живописные работы 1950-х – самого лучшего (и дорогого) периода в творчестве художника.
После того как российскому искусствознанию было позволено наконец переосмыслить и переработать творческое наследие XX века, оно неожиданно открыло огромный пласт русских художников-эмигрантов, которых европейцы уверенно считают своими. Один из таких героев, которого очень хочется перетянуть в нашу, русскую историю искусства, – Сергей Поляков. Но все-таки Поляков – французский художник, правда, русского происхождения. Потому что сформировался он как живописец целиком и полностью в Париже, хотя родился в Москве в 1900 году и здесь же начал брать первые уроки рисования. Тихой жизни его патриархальной семьи, как и многих других, положила конец революция. В 1918 году он покинул Россию вместе со своей тетушкой, исполнительницей романсов. Они скитались по Европе – тетушка пела, юный Поляков играл на гитаре – пока наконец не осели в Париже. С того времени и на долгие годы гитара стала для Полякова единственным средством заработать на жизнь. А живопись, которой он продолжил понемногу заниматься, стала его главной страстью. Только в 1938 году Поляков впервые участвует в «Салоне Независимых» – главной парижской выставке того времени, задающей тон всему развитию искусства. Выставляет свои абстрактные работы – цветные многоугольники на цветном фоне. Путевку в большое искусство он получает от самого Кандинского – великий мэтр абстракции, глядя на его полотна, заявил, что относительно будущего он делает ставку именно на Полякова.
Кандинский не ошибся. Но успех Полякова тем более удивителен, что он творил уже после того, как были созданы самые важные произведения того же Кандинского, Малевича, Делоне, Мондриана. Поляков никого не копировал, он создавал свой мир с десятками цветовых вариаций. Всего, чего он хотел, он добивался цветом и композицией, которые на полотнах Полякова живут в совершенной гармонии. Создавал пространство без малейшего намека на перспективу, магическим образом «оживлял» несложные геометрические фигуры. Несмотря на кажущуюся простоту, его работы многослойны и многодельны.
На выставке в Applicat-Prazan всего 15 произведений, но на то, чтобы собрать их все вместе, организаторам понадобилось около двух лет. Это неудивительно, ведь несмотря на то что Поляков – популярный художник на аукционах и в галереях, Applicat-Prazan задала очень высокий уровень для своей выставки.15 огромных полотен от 1 до 1,7 метра в длину, работы известные, не раз опубликованные и участвовавшие в многочисленных выставках. Все они, разумеется, попали в каталог-резоне художника, составленный его сыном Алексисом.
Кстати, по словам самого Алексиса Полякова, пять или шесть работ, выставленных теперь, висели в их квартире на бульваре Сен-Жермен: «Это так, как если бы я снова встретился с товарищами моего детства. В моей комнате было две стены, и я каждый день жил между двумя огромными отцовскими работами. Правда, скоро они исчезли – сначала попали на выставки, потом в частные собрания».
Сейчас все полотна также находятся в личных коллекциях, но половина из них продается. Месяц назад галерея показала часть коллекции в Маастрихте на ярмарке TEFAF. Правда, владельцы весьма уклончиво отвечали на вопрос о ценах – ясно одно, самые простые работы Полякова не будут стоить меньше 300 тыс. евро. Верхний предел организаторы не указали. Сергей Поляков был успешен при жизни, дорог и востребован он и сейчас. На европейских аукционах стоимость подобных работ в среднем за прошедший год колеблется от 150 до 600 тыс. евро. На февральских торгах 2008 года в Лондоне на Christie’s полотно Полякова 1953 года было продано за 220 тыс. фунтов, на Sotheby’s – работа 1955 года за 150 тыс. фунтов.