В связи с выходом Каталога поддельных произведений живописи, о котором «НГ» рассказывала в прошлую пятницу, мы решили специально напомнить читателю о другом издании Россвязьохранкультуры, выпущенном год назад, но, к сожалению, не потерявшем свою актуальность и по сей день. Речь идет о Каталоге предметов искусства, находящихся в розыске.
В каталоге представлено более 1000 предметов, из которых около 600 произведений живописи, остальные – иконы и предметы декоративно-прикладного искусства. Все они были в то или иное время похищены из музейных или частных собраний. В отдельные рубрики вынесены избранные полотна, разыскиваемые Интерполом, а также список предметов, украденных из Государственного Эрмитажа. Каталог-то и вышел как раз через некоторое время после нашумевшей кражи из главного собрания страны. Напомним, что в июле 2006 года проверка отдела истории русской культуры Эрмитажа выявила исчезновение 221 экспоната из фонда драгоценных металлов и камней.
Если Каталог подделок скорее информативен, потому что отлаженного механизма решения подобных проблем в нашей стране пока не выработано, то дела о хищении произведений искусства однозначно находятся в области уголовного права. Недаром и открывается Каталог предметов, находящихся в розыске, юридической справкой об «ответственности антикваров в случае приобретения предметов криминального происхождения», а также о том, как всех этих уголовных неприятностей избежать, будучи бдительным, аккуратным и добросовестным. Так что если Каталог подделок призван помочь не ошибиться скорее коллекционерам, то Каталог похищенных вещей – антикварам.
И антиквары очень быстро оценили новое издание, потому как в течение всего года в Россвязьохранкультуру потихоньку стали поступать пропавшие вещи, обнаруженные в частных собраниях и коллекциях антикварных салонов. Так, например, антиквар Константин Журомский передал пейзаж «Горы Вильчики» Александра Борисова, который был когда-то лично приобретен Павлом Третьяковым. Пейзаж пропал еще во время войны и теперь наконец снова вернулся в фонды Третьяковки. Благодаря каталогу был обнаружен и «Портрет А.Н.Вильяминова» кисти Александра Молинари, немецкого художника, много лет проработавшего в России. Работа была похищена в 1991-м из частного собрания в Москве, а оказалась у петербургского антиквара Виктора Лебедева, который и вернул полотно в Россвязьохранкультуру. Но самая громкая находка – это, пожалуй, работа Николая Сверчкова «Жеребец Крутой», украденная в 1993 году из Музея коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и торжественно возвращенная музею в июне этого года.
Бывали и забавные случаи. Так, например, коллекционер Давид Якобашвили обнаружил у себя хрустальный графин для вина, опубликованный в каталоге, и сообщил об этом в Россвязьохранкультуру. Когда же предмет был показан его предыдущему владельцу, из квартиры которого он был похищен, оказалось, что графин абсолютно такой же, да не тот – состояние позолоты отличается и не хватает выгравированной надписи. И графин уехал обратно в коллекцию Якобашвили. Вот всем бы антикварам такое рвение!
А то, что рвения меньше, чем хотелось бы, вполне объяснимо. Ведь помочь государству вернуть похищенное не только почетно, но и весьма затратно. Тот же «Жеребец Крутой» оценивается на российском рынке в 10–15 млн. руб. А государство за помощь в лучшем случае вручит благодарственную грамоту. И никаких компенсаций!
Впрочем, изданные Россвязьохранкультурой черные книги с грифом «Внимание!» или «Осторожно!» все же работают. На сегодняшний момент их издано четыре: помимо двух упомянутых каталогов отдельно опубликовано собрание произведений Якова Чернихова, похищенных из РГАЛИ, и Каталог орденов и медалей, также находящихся в розыске. Но Россвязьохранкультура обещает, что подобные издания будут появляться до тех пор, пока лозунг «Нет криминалу на антикварном рынке» не потеряет свою актуальность.