Каталог фальшивых картин, подготовленный Россвязьохранкультурой, вышел в свет как раз к очередному Антикварному салону. Толстая черная книга с предупреждающей красной надписью «Внимание, возможно, подделка!» содержит около 150 живописных работ, фальсифицированных особым способом – так называемой перелицовкой. Это означает, что на одном из аукционов Швеции, Дании или Германии покупалась работа малоизвестного западного художника, с которой удалялись чуждые русской живописи мотивы, а подпись заменялась известной фамилией – Маковский, Саврасов, Боголюбов, Лагорио. Цена получившегося в результате нехитрой операции полотна возрастала в десятки, а то и сотни раз. Это только первая часть фальшивых работ, сведения о которых были собраны. К выпуску готовятся еще четыре части.
Строго говоря, выход подобного издания был ожидаем. Слишком уж затянулся скандал с работами западных художников, переделанными под русских передвижников. Начатое в 2005 году дело супругов Преображенских, обвиняемых в продаже как раз таких работ, тянется до сих пор, и разобраться, кто прав, кто виноват и кто кого обманул, пока не удается. Между тем это привело к кризису музейной экспертизы, а фальшивые работы гуляют по рынку и нередко встречаются на том же самом Антикварном салоне.
Так что ответ государства на эту ситуацию был необходим. В какой угодно форме. Конечно, более предпочитаемой были бы, наконец, введенные в обращение правила антикварной торговли, без которых наш антикварный рынок по-прежнему находится в области нелегального бизнеса. Или решения о новой форме экспертизы в России, в качестве которой выбрали аттестованных Росохранкульутрой независимых экспертов. Но пока столь крупные проекты находятся в стадии разработки, государство ограничилось каталогом, пользуясь которым любой коллекционер может проверить свое собрание на наличие этих самых «перелицовок». Как известно, бумага имеет волшебную силу. Это как с каталогами-резоне – если работа один раз попала в каталог, то доказать, что она фальшивая, почти невозможно, и наоборот, если составитель пропустил какую-то работу, то владельцу придется очень трудно, даже если сомнений в подлинности нет. Так что официально признанные подделки в комментариях не нуждаются.
С точки зрения чистоты рынка избавление от подделок – это, конечно, дело полезное. Только вот что с ними делать при отсутствии четкого механизма функционирования российского антикварного рынка? Первые вопросы, которые напрашиваются: куда идти пострадавшему покупателю? Кого обвинять?
Прежде всего, конечно, камни летят в антикваров. Слишком уж пострадал из-за предыдущих скандалов и так неустойчивый престиж профессии. Впрочем, если посмотреть с другой стороны, может быть, эти события повлияют на ответственность продавцов перед своими покупателями, и воспитание в нашем антикварном сообществе такого понятия, как авторитет, имя арт-дилера, потому как до последнего времени решающую роль играла все та же пресловутая бумажка со штампом известного музея. Надо отметить, что и сами антиквары до некоторого времени доверяли экспертизам и часто просто и знать не могли, что на самом деле продают подделку. Так что ошибочно считать, что в случае продажи фальшивок всегда присутствует «злой умысел» антиквара.
Кто же тогда виноват? Эксперт, неверно определивший работу? С экспертизой у нас и так тоска – экспертам перестали доверять и антиквары, и покупатели, и к кому теперь идти, непонятно. Кто ж не ошибается, эксперт ведь тоже человек. К тому же, как правило, уже немолодой, воспитанный советской школой искусствознания, утверждавшей, что наши передвижники – единственные в своем роде и никто с ними сравниться не может. К тому же бланки и подписи подделать не так уж и сложно. Ну а про такой непростой вопрос, что эксперту тоже жить хочется хорошо, а зарплата-то бюджетная, ограниченная, даже упоминать не будем – пусть останется на совести каждого. Так что в отсутствие четких правил и эксперта можно оправдать.
Ну а государство сколько ни обвиняй (в том, что довели до скандалов и неразберихи) – толку никакого. Издание ведь исключительно информативное, юридической силы не имеет, и ответственности за последствия никто не несет.
Так что, похоже, что главным обвиняемым остается сам покупатель. Он может себя сколь угодно корить за ошибку. Может обратиться в судебные инстанции, у которых тоже, кстати, нет четкой схемы работы с подобными делами – слишком уж тонкий вопрос искусство! Может попробовать договориться с продавцами (полюбовно или силой). А может и вовсе избавиться от несчастного полотна, хотя вряд ли дойдет до столь отчаянных мер. Так что, покупатель, решай сам и не покупай подделки!
А что касается каталога фальшивок – это вещь хорошая и нужная. Но правильно работать она будет только в отлаженной системе, на формирование которой и должны быть направлены главные усилия как государства, так и всех субъектов антикварного рынка.
***
Появление Каталога поддельных картин прокомментировал один из руководителей проекта, начальник Управления по сохранению культурных ценностей Россвязьохранкультуры Виктор Петраков.
– Виктор Васильевич, что делать коллекционеру, обнаружившему в своем собрании работу из этого каталога?
– Трудно дать какие-то прямые рекомендации. Это выбор владельца решать проблему в судебном порядке или внесудебным способом. Можно попытаться проследить всю цепочку, но и в этой цепочке могут быть люди добросовестные, не знавшие о том, что вещь перелицована и выдается за подлинную. Не исключается, что тот, у кого сегодняшний собственник купил, тоже ошибался. Многократно ошибались и эксперты, к тому же идет некое соревнование экспертов и фальсификаторов. На каком-то этапе они смогли наводнить рынок подобными вещами, ввести в заблуждение экспертов.
– Как повлияет каталог на ситуацию на антикварном рынке?
– Он уже повлиял, и не только сам каталог, но даже информация о его появлении. На Антикварном салоне, который только что завершился, было значительно меньше поддельных работ. Кроме того, у нас есть, скажем так, устная информация о том, что уже закрылось три мастерских (две в Европе и одна в Америке), которые занимались изготовлением таких работ. Это уже положительные результаты. Мы должны очистить наш рынок, должны бороться с этим видом мошенничества, чтобы не искажалось творчество художников. Ведь никто не хочет есть поддельные, модифицированные продукты, так почему же в духовной пище мы не должны бороться с этим? Это обязанность нашей службы.
– Повлияет ли, на ваш взгляд, выход каталога в целом на отношение к профессии антиквара?
– Я был несколько раз на этом Антикварном салоне. Обстановка нормальная. Речь, видимо, идет всего о небольшой группе продавцов. Я не пойму, почему они не хотят, чтобы рынок был чист, чтобы эти вещи хотя бы больше не производились, чтобы не искажалось искусство. Несколько случаев таких подделок, прошедших через их руки, сознательно или несознательно, естественно, могут привести к тому, что отношение изменится ко многим. Фальсификаторов и тех, кто сбрасывает подделки на рынок, смело можно назвать оборотнями от искусства. Ведь это люди которые ради наживы готовы на все, им безразлично искусство, для них главное – деньги. Такие шулеры-дилеры появились и умножились после отмены лицензирования, когда торговать стало можно как угодно и где угодно, нет никаких ограничений. Теперь получается, что можно торговать еще и чем угодно. Так давайте не бояться говорить правду, давайте не обманывать покупателей, не бросать пятно на творчество художников. Мы и Конфедерацию антикваров и арт-дилеров приглашали для участия в этом проекте, потому что считали, что они в этом заинтересованы, но они почему-то не откликнулись. Сейчас мы активно готовим правила антикварной торговли, которые уже скоро, буквально в течение нескольких месяцев, будут приняты и, мы надеемся, серьезно изменят ситуацию, и наш рынок станет цивилизованнее, прозрачнее, а значит, привлекательнее для коллекционеров и инвесторов в искусство.
О подготовке каталога нам рассказал один из руководителей проекта и издатель каталога Владимир Рощин:
– Один из первых поднял эту тему известный эксперт и искусствовед Владимир Петров. Он же был один из непосредственных участников создания каталога и предоставил работы, которые проходили через его руки. Кроме него еще было три эксперта (их имена не разглашаются), хотя сначала выразили желание сотрудничать около 15 экспертов, но потом отказались по разным причинам. Проделана колоссальная работа, каталог готовился около 7–8 месяцев. Все сведения предоставлены экспертами, которые обнаружили фальшивые работы. Кроме того, их просматривали еще другие эксперты, которые давали свои устные заключения. И при этом на каталоге написано «Внимание, возможно, подделка». Мы специально написали «возможно», потому что это предупреждение об опасности, но чтобы сказать на все 100%, что это подделка, нужны сам предмет и его внимательное исследование. У нас в базе более тысячи наименований, на это уйдут годы, а людям будут продавать сомнительные вещи. Каталог как раз и выпущен государством в информационных целях, чтобы люди не ошибались. И еще хотелось бы отметить ключевой момент: нельзя бросать тень на всех антикваров, среди них основная часть порядочных и честных людей, и стричь всех под одну гребенку недопустимо. Есть маленькая горстка людей, которые «мутят воду», в большинстве случаев арт-дилеры, имеющие подтверждения подлинности государственных экспертных учреждений и не подозревающие, что владеют искусными подделками.