Постоянный посетитель Российского антикварного салона Петр Авен (справа).
Как рассказывают сами галеристы, для многих из них Российский антикварный салон давно перестал быть делом выгодным: цены за аренду высокие, а новых клиентов поймать практически невозможно – ходят все одни и те же, постоянные и давно знакомые. Так что Салон стал скорее местом общения и встреч, да еще местом, где в случае необходимости можно похвастаться перед конкурентами своими достижениями. Некоторое время назад стало понятно, что при таком раскладе Салон быстро и верно превращается в скучное и однообразное болото, от участия в котором уже стали отказываться многие галереи.
Необходимость перемен осознают и организаторы, и участники. Уже весенний Салон отличался удачными экспозициями, интересными мероприятиями и спецпроектами. В этот раз наметившаяся тенденция продолжается.
Главный специальный проект Салона называется «Исторические интерьеры. Романтика готики». Такого на Салоне еще не было – вместо тематической экспозиции, посвященной какому-нибудь разделу или направлению искусства, представлен воссозданный целиком интерьер. Парадная столовая одного из французских замков в стиле неоготики конца XIX века воссоздана с использованием подлинных стеновых панелей, паркета, камина, мебели, осветительных приборов. Это популярное и распространенное в Европе направление антикварно-дизайнерской мысли в России пока только начинает развиваться. Даже новый термин появился – не просто антиквары, а антиквары-инсталляторы. А сами предметы старины играют в нем совсем иную роль, чем мы привыкли. Они больше не являются самоцелью, а скорее только материалом для создания жилого или рабочего пространства. Причем с точки зрения техники вполне современного пространства, оснащенного всем необходимым для жизни как человека, так и антикварных предметов.
Специальный проект гармонично вписывается в общую тему нынешнего Салона – «Декораторы и антиквары». Отчасти этой теме вторят и нынешние тематические экспозиции, расположенные в основном в центральной зоне, которая стабильно «выкристаллизовывается» из общей массы галерей. Многие галереи отдали в этот раз предпочтение графике. Возможно, потому, что качественной, интересной живописи, из которой к тому же можно составить такую мини-выставку, становится все меньше и меньше. Графика одновременно является изящным и тонким предметом коллекционирования, и в то же время для декораторов это сравнительно недорогой способ оформления интерьера.
Так, галерея «Элизиум» демонстрирует русскую графику начала XX века разных направлений. Здесь объединены работы мирискусников Константина Коровина и Александра Бенуа, авангардиста Михаила Ларионова и ученицы Малевича Анны Лепорской, произведения Михаила Нестерова, великолепный рисунок Кузьмы Петрова-Водкина. В итоге получается изящная экспозиция искусства карандаша и акварели. Ей вторят галерея «Альбион», на стенде которой аккуратно отобранные рисунки Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Владимира Маковского, и галерея «Русский авангард», представляющая печатную и рукотворную графику Ольги Розановой, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова. Экспозиция галереи «На Ленивке» посвящена театральной теме – на стенде эскизы костюмов и декораций художников начала XX века, в том числе эскизы Мстислава Добужинского к спектаклю «Король Лир» 1920 года для петербургского БДТ. Галерея Георгия Нисина показывает рисунки и акварели Льва Бруни.
Чтобы не превратиться в скучное болото, Антикварному салону необходимы перемены. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Часть экспозиции галереи «Русская усадьба» также занимает графика – архитектурные поиски Джакомо Кваренги. В целом же экспозиция объединяет мебель, предметы декоративно-прикладного искусства Екатерининского классицизма.
Живописные тематические экспозиции в большинстве своем посвящены творчеству отдельных художников. Лаконичный стенд «Галеев-галереи» демонстрирует работы Николая Фешина американского периода. «Незабытые имена» показывают сразу две галереи – у Леонида Шишкина наследие художника первой половины XX века Викентия Трофимова, а галерея «Ковчег» знакомит с живописью испанца Мигеля Тускелласа.
Кроме того, нынешний Салон представляет сразу три галереи, специализирующиеся на антикварных коврах и гобеленах. К известной Boccara присоединилась ковровая компания Art de Vivre и галерея «Феномен». Все три компании занимаются, кстати, и реставрацией.
Стоит отметить, что Антикварный салон продолжает сотрудничать с иностранными специалистами. В прошлом году опытом делились французские антиквары в лице президента Французского национального общества экспертов Жан-Габриэля Пейе, в этом российское антикварное дело поддерживают британские специалисты. В мероприятиях Салона участвует один из руководителей Ассоциации арт-дилеров Великобритании (BADA) Марк Додксон. На открытии Салона он отметил, что качество и уровень антикварного дела в России имеет значение не только для нашей страны, но и мирового сообщества. А значит, в хороших начинаниях мы вполне можем рассчитывать на поддержку и опыт зарубежных коллег.