Венский Dorotheum, один из самых старых аукционных домов в мире, продолжает отмечать свой 300-летний юбилей новым аукционом. Основанный в 1707 году императором Францем Иосифом I в монастыре Dorotheum (посвященном святой Доротее) первый в мире государственный ломбард превратился спустя века в успешный аукционный дом, проводящий более 600 торгов в год.
Традиционно один из самых прибыльных и качественных разделов Dorotheum – живопись старых мастеров. Напомним, что первые юбилейные торги, как раз посвященные этой области искусства, аукционный дом провел в апреле этого года. Аукцион празднично ознаменовался новым рекордом: полотно итальянского художника Гвидо Каньяччи «Лукреция» было продано за 1 млн. 400 тыс. евро.
Новые торги произведениями старых мастеров венский аукционный дом провел в минувший вторник. Неожиданных чудес в этот раз не произошло, но в целом была представлена подборка качественных вещей, проданных вполне успешно, учитывая, что цены на Dorotheum традиционно умеренные.
Самым дорогим лотом торгов стало полотно неизвестного художника круга Антони Губау, антверпенского живописца из гильдии Святого Луки, много лет учившегося и работавшего в Италии. Работа «Римский рынок», представляющая многочисленные римские памятники и здания, была оценена в 90–140 тыс. евро и куплена за 225 тыс. евро. Большой интерес вызвало двух с половиной метровое полотно Гиллиса ван Валькенборха, племянника знаменитого Лукаса ван Валькенборха, «Пир морских богов», аналоги которого хранятся в нескольких крупных музеях, в том числе в ГМИИ им. А.С.Пушкина. При первоначальной оценке в 25–35 тыс. евро работа была продана за 203 тыс. Еще одним дорогим лотом стала работа мастерской фламандского художника XVI века Франса Вербека «Высмеивание человеческих глупостей» (191 тыс. евро при эстимейте 65–75 тыс.).
Несмотря на отсутствие рекордов, на аукционе случались неожиданные взлеты цен. Так «Распятие» Лукаса Кранаха Младшего, сына одного из величайших художников немецкого Возрождения, оцененное в 8–12 тыс. евро, было продано за 180 тыс. Небольшой эскиз на религиозную тему знаменитого итальянского живописца Антонио Аллегри, известного под именем Корреджо, при эстимейте в 3–5 тыс. евро куплен за 85 тыс. Стоимость «Эскиза головы крестьянина или сатира, играющего на флейте» одного из лучших фламандских живописцев эпохи барокко Якоба Йорданса при эстимейте в 10–15 тыс. евро составила 54 тыс. евро.
В то же время работы, отмеченные аукционным домом как главные лоты торгов, были проданы в рамках эстимейта или вообще не нашли своих покупателей. Так, например, одна из лучших работ торгов «Эскиз бородатого мужчины» знаменитого Антониса Ван Дейка, являющийся, вероятно, подготовительным наброском к полотну, хранящемуся в Берлинском музее, был куплен за 98 тыс. евро (эстимейт 80–120 тыс.). Чуть больше эстимейта (55 тыс. евро) была продана работа Яна Брейгеля Младшего «Сатиры, наблюдающие за спящими Дианой и нимфами». Чуть больше оценочной стоимости был продан также прекрасный речной пейзаж Яна Ван Гойена (79 тыс. евро). Не были куплены произведения Питера Пауля Рубенса, Анибалле Карраччи, Барталоме, Эстебана Мурильо, Адриана Остаде. Всего на аукционе было продано 70% лотов.