«Портрет Милии» Александра Яковлева вызвал настоящий ажиотаж.
Фото автора
Аукцион русского искусства в Стокгольме стоит особняком по отношению к лондонским Русским неделям. Его организаторы – выходцы из команды Sotheby’s Иван Самарин и Мартин Саундерс-Роулинз – точно знают, как конкурировать с британскими гигантами. Проведя на прошлой неделе четвертые Русские торги, аукционный дом доказал, что стабильно занял свою нишу на рынке русского искусства.
Хотя с самого начала аукционный зал был практически пуст и немногочисленные арт-дилеры ютились по углам, стараясь не выделяться, лоты раскупались бодро и стабильно. Заметное волнение началось, когда очередь дошла до полотен Ивана Айвазовского. Оживились телефоны – в борьбу вступили невидимые покупатели. Часто на том конце провода задумывались, и провисала пауза, вызывавшая в зале неодобрение и даже посвистывание. Но, когда речь идет об одном из самых востребованных и покупаемых русских художников, за которого готовы платить миллионы, ожидания и размышления вполне уместны. А Айвазовский по-прежнему в цене. Оба его полотна, представленные на торгах, заняли верхние строчки ценовых результатов аукциона. 680 тыс. евро заплатил неизвестный покупатель за один из ялтинских видов, датированный 1858 годом. А стоимость полутораметрового полотна «Классические поэты в Древней Греции» 1886 года, включая премию аукциона, составила точно 1 млн. евро.
Удачные торги заводят. То и дело рядом раздавались взволнованные возгласы: «Это наш лот, надо брать, торгуйся!» А через пару минут сокрушенное: «Нет, уже не надо, уже взяли». Не сумев договориться заранее, торговались два приятеля, и цены неумолимо росли.
Видимо, из-за своей относительной локальности, почти особого положения Стокгольмский аукцион отличается тем, что на нем можно относительно недорого купить вещи потрясающего качества и фактически музейного значения. В то же время работы посредственные и незначительные могут уходить по неожиданно высоким ценам. Сюрпризы случились и в этот раз. Одна из важнейших вещей торгов, которая вынесена на обложку каталога торгов, – уникальный «Портрет Исаака Левитана» кисти Василия Поленова. Работа замечательного качества, написанная в 1891 году и несколько раз опубликованная, происходит их частной британской коллекции, куда она попала из собрания русских эмигрантов. Полотно продавалось медленно и с раздумьями. В итоге цена доползла до 500 тыс. евро, что является не лучшим результатом для работы такого уровня, хотя и превысившим эстимейт (320–375 тыс. евро).
Небольшой рисунок Валентина Серова – один из эскизов к картине «Похищение Европы» – изначально был оценен дорого не столько за качество (набросок в несколько линий), сколько за свою причастность к знаменитому полотну. Работа музейная и редкая, тем не менее интереса не вызвала и была продана в рамках эстимейта за 52 тыс. евро.
Василий Поленов. Портрет Исаака Левитана. Фото из каталога Stockholms Auktionsverk |
Зато вызвала настоящий ажиотаж сангина Александра Яковлева. Разрывались телефонные трубки, то и дело в разных концах зала взлетали синие аукционные карточки. Все хотели обладать портретом некой Милии (строго говоря, имя на рисунке читается плохо, и как на самом деле звали девушку, неизвестно). Яковлев запечатлел ее полуобнаженной в весьма фривольной позе и интимно подписался «дядя Саша». Кто была эта красотка, остается только догадываться, но ее прекрасными формами будет теперь любоваться один из российских коллекционеров. Рисунок, оцененный в 27–32 тыс. евро, был продан за 370 тыс. евро.
Такая же история случилась и с крошечным эскизом, атрибутированным Ивану Шишкину. За него развернулась настоящая борьба, и в итоге цена поднялась с оценочных 5–6 тыс. евро до 70 тыс. евро. Видимо, нынешний владелец работы в отличие от экспертов аукционного дома уверен, что она действительно принадлежит кисти мастера.
Стокгольмский аукцион не устанавливает рекорды и не потрясает воображение гигантскими суммами. Он работает очень по-шведски – просто, уверенно, стабильно. Представляет качественную подборку вещей, содержащую разные разделы. Непременно обзаводится картиной-миллионером (хотя в шведских кронах таких миллионных лотов получается гораздо больше). Продав более 60% лотов, аукционный дом заработал на минувших торгах 9 млн. евро.
Когда же наконец страсти закончились, организаторы облегченно вздохнули, а счастливые обладатели отправились праздновать новые покупки, громко оповещая друзей по телефонам примерно одинаковой фразой: «Знаешь, я сегодня купил лучшую вещь на аукционе».
Москва-Стокгольм