0
903
Газета Антиквариат Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Бестиарий на Ленивке

Тэги: выставка, живопись, животные, анималистика


Анималистика как тема для художественной выставки предполагает широкий спектр возможных произведений. Это неудивительно, ведь животных рисовали многие и многие, начиная с того момента, как первобытный живописец взял в руки уголь или мел и начертал на стенах пещеры вполне узнаваемый силуэт. С тех пор животные постоянно присутствуют в художественном творчестве.

Однако в этом заключается и сложность такой экспозиции – тема слишком широка, охватить ее целиком невозможно, и, значит, в ее рамках было бы неплохо выделить какой-то один аспект.

Но организаторы выставки «Бестиарий. Век русской анималистики» все же поставили грандиозную задачу – проиллюстрировать развитие русской анималистики за целое столетие с 1890-х по 1990-е годы. Правда, здесь произошла некая путаница. Ведь есть художники, для которых анималистика – основная специализация, как, скажем, Василий Ватагин или Иван Ефимов, работы которых в обилии были представлены на выставке. А есть те, кто лишь изредка вводит изображения животных в свое творчество и, собственно, к этому самостоятельному жанру отношения не имеет (так, например, на выставке представлен единичный лист Михаила Ларионова). Поэтому получилось, что все изображения животных, которые удастся найти, смело могут быть включены в экспозицию.

Из ранних вещей показаны работы мастеров объединения «Союз русских художников», в частности Алексея Степанова, для творчества которого характерно гармоничное сочетание пейзажа с анималистическими сценами, а также Леонарда Туржанского и Абрама Архипова.

Широко представлена книжная графика, в которой анималистика часто находила выход, особенно в непростые 1920–1930-е. Кроме прекрасных рисунков Валентина Серова к басням Крылова представлены иллюстрации Владимира Лебедева, Евгения Чарушина, Валентина Курдова к детским книгам. А также, возможно, лучшая работа Владимира Фаворского в области детской литературы – рисунки в «Рассказам о животных» Льва Толстого.

Любопытно, что в список анималистов попала Валентина Кропивницкая, чьи задумчивые, с трудом определяемые существа действительно живут где-то между миром людей и миром животных. Но уж точно не имеют отношения к анималистике. Это, пожалуй, относится и к остальным художникам-шестидесятникам – Анатолия Зверева и Владимира Яковлева, чьи работы также представлены на выставке, можно назвать анималистами еще в меньшей степени.

Впрочем, может быть, в этом и проявляется близость выставки к средневековым бестиариям. С той лишь разницей, что бестиарии были своего рода сказочной энциклопедией животных, а нынешняя экспозиция – энциклопедия авторов, индивидуальности которых организаторы попытались показать через такую простую и очевидную тему, которая, как и положено бестиарию, иногда подробно реалистична, а чаще – совершенно баснословна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
684
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1240

Другие новости