Г.Козлов. Покушение на искусство. Арт-детектив.
Издательство «Слово». Москва, 2007
Хорошую приключенческую или детективную книгу определить очень просто – достаточно открыть ее на любой странице и начать читать. Если сюжет и язык захватывают сразу, значит, автор справился со своей задачей.
Книги по истории искусства редко бывают столь захватывающими, хотя сама эта история сплошь соткана из тайн, секретов, скандалов и разоблачений. Объединить искусствоведческие изыскания и детективные расследования попытался историк искусства, специалист по коллекционированию Григорий Козлов. Жанр его новой книги «Покушение на искусство» так и определен самим автором – арт-детектив. Двенадцать историй, связанных с самыми знаменитыми произведениями и художниками мировой истории. Двенадцать расследований, каждое из которых начинается со слов «Дело №».
Первое, что бросается в глаза, – колоссальное количество иллюстраций, то, без чего невозможна история искусства, целиком построенная на картинке. Репродукции живописных работ, архивные и современные фотографии, архитектурные зарисовки и планы. Их обилие ставит книгу по степени визуальности на уровень документального кино. Такое решение неудивительно, ведь несколько лет назад Григорий Козлов уже работал в этой области – создал цикл телепередач «Тайная история искусства».
Отрывки и факты большинства этих историй все мы так или иначе слышали, но автор излагает их в книге последовательно и подробно. Почему Джоконда стала столь знаменитой и признанной картиной, вызывавшей к жизни бесчисленные художественные интерпретации? Как приходило это признание художниками, критиками, коллекционерами и публикой?
Из книги можно узнать загадки и тайны Владимирской Богоматери, не просто выдающегося художественного произведения, но и, возможно, самой значительной русской святыни, воспетой в древних сказаниях легендарной заступницы земли русской. Увидеть ее многослойность – как символическую, так и технологическую, связанную с наслоениями многих веков и неизвестных авторов.
На страницах издания оживают проекты великих «супермузеев» – собраний, призванных увековечить достижения и завоевания одновременно и грабителей, и собирателей: музей-памятник Наполеону, не разбиравшемуся в искусстве и способному оценить картину только по сюжету и размеру; грандиозные планы неудачливого художника и удачливого диктатора Адольфа Гитлера; работа «трофейных бригад», созданных по приказу Сталина.
В историях, рассказанных автором, присутствуют многие известные личности. Среди них, например, Винсент Ван Гог – реальный художник и миф, созданный о нем. Непризнанность, легендарная нищета, спонтанность и бессознательность творчества, сумасшествие и, наконец, несчастное вангоговское ухо – сколько в этом правды, а сколько вымысла, созданного искусствоведами и арт-дилерами?
Среди других героев Козлова – Гентский алтарь, «картина картин», многие загадки которого до сих пор ставят исследователей в тупик; голландский художник Ван Мегерен, создавший гениальные фальшивки работ Вермера; дело о наследстве одного из основателей абстрактного экспрессионизма – Марка Ротко; ограбление музея Изабеллы Гарднер в Бостоне на 300 млн. долл.; продажа экспонатов из советских музеев.
Пожалуй, единственный очевидный недостаток книги – отсутствие указателя источников материалов, представленных на иллюстрациях. Ведь, прочитав книгу, хочется увидеть в реальности все то, что автор разместил на ее страницах. И если местоположение главных героев рассказов известно, то сопутствующий материал оказывается витающим в воздухе и не принадлежащим ни музеям, ни архивам. Впрочем, возможно, это только стимулирует читателя к дальнейшему поиску.