Стоимость парадного меча первой половины XIX века возросла в десять раз.
Фото из каталога Tajan
Многочисленные французские аукционы в последние годы стали выставлять на торги все больше русского искусства. Пока эти продажи сильно отличаются от торгов британских аукционных домов – и сами коллекции, и цены на работы гораздо скромнее. Они привлекают в основном некрупных коллекционеров и арт-дилеров, способных разобраться в подлинности выставленных вещей, не всегда однозначной. Часто работы, выставленные на аукционе, не имеют ни четкого провенанса, ни сертификата эксперта, подтверждающего их подлинность, поэтому, делая выбор, необходимо ориентироваться только на собственные знания и интуицию. Впрочем, несмотря на это, русское искусство на французских аукционах пользуются большой популярностью и успешно продается.
Парижские аукционы Aguttes и Tаjan на прошедшей неделе представили произведения русских мастеров на своих торгах. Большую часть коллекции Tajan составила фалеристика, пользующаяся большим вниманием. Так, орден Владимира 4-й степени подорожал с 2 тыс. до 20 тыс. евро, такой же орден, выдаваемый гражданским лицам, – до 32 тыс. евро, а орден Святой Анны 2-й степени – до 38 тыс. евро. Знак канцелярии императора Александра III вырос в цене с 4–5 тыс. до 61 тыс. евро. Самым дорогим лотом торгов стал парадный меч первой половины XIX века (123 тыс. евро при эстимейте 10–12 тыс.).
Отдел декоративно-прикладного искусства отметился неожиданными успехами. Пара хрустальных кувшинов с выгравированными галантными сценами и серебряными ручками в форме голов птиц, оцененная всего в 600 евро, была продана за 23 тыс. евро, а стоимость крошечной золотой чарки с чеканным орнаментом при эстимейте 400 евро составила 35 тыс. евро.
Отдельный раздел торгов составила старая фотография, где можно было купить, например, набор из 88 фотографий, рассказывающих о военном лагере Белой армии, и стереоскопические пластины с видами Москвы. Фотография Григория Распутина в окружении императорской семьи была куплена за 3 тыс. евро, всего в 700 евро обошлась новому владельцу прекрасная фотография гениев Русских сезонов Бакста, Стравинского и Мясина.
Живопись и графика на торгах была представлена скромно. Эскиз росписи Казанского вокзала в Москве, атрибутированный Зинаиде Серебряковой, был куплен за 53 тыс. евро при оценке 8–10 тыс. Отдельный раздел представляет русская театральная графика. Так, например, эскиз костюма к неизвестному спектаклю 1922 года Льва Бакста был куплен за 5,6 тыс. евро. Здесь же представлены небольшие рисунки Мстислава Добужинского, Николая Ушина, Татьяны Бруни, а также эскиз декорации, атрибутированный Наталье Гончаровой (6 тыс. евро).
Аукцион Aguttes выставлял произведения русских художников в рамках больших торгов живописи XIX–XX веков. Парижская школа была представлена прежде всего большой коллекцией работ Андрея Ланского, включавшей как ранние фигуративные, так и более поздние абстрактные полотна, традиционно ценимые более высоко. Композиция, созданная около 1955 года, была продана в рамках эстимейта за 136 тыс. евро, а абстрактный «Трубадур» – за 60 тыс. евро (эстимейт 25–30 тыс.). Как всегда, вниманием пользовалось и творчество Александра Альтмана – были куплены все его полотна со значительным превышением эстимейта. Так, стоимость полотна «Девушка на фоне пейзажа» возросла с 8 до 37 тыс. евро. Были представлены также работы Сержа Шаршуна (20 тыс. евро), Георгия Лапшина (его венецианский пейзаж был куплен за 47 тыс. евро), Георгия Пожедаева (6 тыс. евро).
На торгах был представлен небольшой рисунок Михаила Врубеля, представляющий собой иллюстрацию к поэме Пушкина «Братья-разбойники». Оцененный в 50–60 тыс. евро, рисунок был куплен за 99 тыс. евро. Также почти в два раза возросла стоимость «Портрета китайца» Александра Яковлева (54 тыс. евро).