«Кувшинки» из знаменитой серии Клода Моне.
Фото из каталога Sotheby’s
Аукционные дома Сотбис и Кристис провели в Лондоне традиционные торги живописью импрессионистов и художников начала XX века. Самые важные лоты, как всегда, были выставлены на вечерних торгах. Здесь лидером продаж стал основатель импрессионизма Клод Моне. Его работы были самыми дорогими произведениями торгов обоих аукционных домов. Выставленные Сотбис «Кувшинки» 1904 года – один из многочисленных вариантов, пожалуй, самого знаменитого сюжета мастера. Пруд в своем поместье Живерни недалеко от Парижа Моне собственноручно засадил этими водяными цветами просто ради удовольствия, но очень скоро они превратились в самые любимые модели художника. Результатом этого стала серия работ, в которой отразились важнейшие живописные открытия мастера. Предварительно оцененные в 10–15 млн. фунтов, «Кувшинки» были куплены неизвестным азиатским коллекционером за 18 млн. 500 тыс. фунтов. Это второй результат после установленного на торгах Сотбис еще в 1998 году ценового рекорда на произведения Моне в 19 млн. 800 тыс. фунтов.
Работу из другой значимой серии Клода Моне представил аукционный дом Кристис. «Мост Ватерлоо» был создан художником во время его пребывания в Лондоне и представляет собой один из многочисленных видов Темзы, написанных Моне прямо из окна гостиницы, где он останавливался. При эстимейте 6–8 млн. фунтов стоимость работы из коллекции кинорежиссера Александра Корда составила 17 млн. 940 тыс. фунтов. Кроме того, на Сотбис был выставлен портрет жены художника Камиллы 1876 года (4 млн. 164 тыс. фунтов), а на Кристис – работа «Аркады из роз», написанная в том же Живерни (8 млн. 980 тыс. фунтов).
Помимо лидера продаж можно отметить и еще несколько значительных результатов. «Танцовщица в кресле» Анри Матисса была продана на Сотбис в рамках эстимейта (10 млн. 996 тыс. фунтов), но и полученная стоимость стала рекордом для произведений художника. Рекордом ознаменовалась и продажа бронзовой скульптуры «Ирида, посланница богов» Огюста Родена, оцененной первоначально в 400–600 тыс. фунтов. Стоимость работы возросла в 10 раз и составила 4 млн. 612 тыс. фунтов. В коллекцию Сотбис были включены работы Алексея Явленского, русского художника, более знаменитого на Западе, чем у себя на родине. Его «Раздумье» было куплено за 2 млн. 148 тыс. фунтов. В разделе графики самыми дорогими лотами стал «Автопортрет» Жоржа Руо (333 тыс. фунтов) и «Курящая коза» Марка Шагала (322 тыс. фунтов).
На торгах Кристис был установлен ценовой рекорд на произведения Хуана Миро. Его «Петух» продан за 6 млн. 628 тыс. фунтов при оценке в 3,5–4,5 млн. фунтов. За 6 млн. 740 тыс. была куплена работа Пабло Пикассо «Мушкетер и обнаженная девушка» 1967 года. В коллекцию Кристис были включены работы и русских художников, среди которых сенсацией стала рекордная продажа «Сбора яблок» Натальи Гончаровой, о которой было рассказано в прошлом номере. Интересно, что стоимость полотна стала рекордной не только для произведений Гончаровой, но и для творчества женщин-живописцев. Кроме того, в торгах участвовали работа Хаима Сутина «Красная лестница в Каннах» (3 млн. 940 тыс. фунтов), «Зима» и «Снег» Марка Шагала (3 млн. 492 тыс. и 2 млн. 448 тыс. фунтов соответственно), несколько работ Алексея Явленского, в том числе «Испанка», моделью для которой послужила жена художника Елена Незнакомова (2 млн. 36 тыс. фунтов). В разделе графики самым дорогим лотом стал «Персонаж с птицами» Хуана Миро (333 тыс. фунтов).
Общая сумма торгов Сотбис по итогам трех сессий составила 105 млн. фунтов. Результат торгов Крисис – 127 млн. фунтов. Неплохой вариант, учитывая, что самые сильные коллекции импрессионистов традиционно выставляются в Нью-Йорке.