0
1319
Газета Антиквариат Интернет-версия

22.06.2007 00:00:00

Мимолетная «Радуга»

Тэги: аукцион, кристис, сотбис, лондон


аукцион, кристис, сотбис, лондон «Радуга» Константина Сомова пробыла самым дорогим произведением русского искусства всего пять дней.
Фото из каталога Christie’s

Летняя лондонская неделя русских торгов является традиционным завершением сезона на русском рынке – после нее начинаются летние каникулы, во время которых за редким исключением ничего значительного не происходит. Зато заканчивается сезон всегда триумфально. Прекрасные результаты аукциона Сотбис, о которых речь шла в прошлом номере, дополнили неожиданные достижения русских торгов аукционного дома Кристис.

Недолгий триумф Константина Сомова

Торги Кристис ознаменовались новым мировым рекордом. За 3 млн. 716 тыс. фунтов (7 млн. 327 тыс. долл.) была продана «Радуга» Константина Сомова 1927 года с дамочками в кустах и традиционной русской березкой на первом плане. Рекордсмен Сомов превзошел свой собственный результат (с ноября 2006 его «Русская пастораль» была самым дорогим русским лотом, являясь для аукционного дома счастливым талисманом). Первоначально оцененная в 400–600 тыс. фунтов, работа была приобретена неизвестным покупателем и стала новым самым дорогим произведением русского искусства, когда-либо проданным на аукционе.

Впрочем, яркая и радостная радуга слишком недолговечна – новый рекорд продержался всего пять дней. На прошедших на этой неделе торгах импрессионистов Кристис состоялась новая громкая сенсация. Полотно Натальи Гончаровой «Сбор яблок», включенное в коллекцию аукциона, было куплено за 4 млн. 948 тыс. фунтов, что составляет почти 10 млн. долл. Замечательное полотно, созданное в 1909 году под влиянием творчества Гогена и относящееся к циклу «Сбор плодов», первоначально было оценено в 1 млн. фунтов. Несмотря на то что тематически работа Гончаровой относится к разделу импрессионистов, а не к русской неделе, именно этот результат можно считать не просто новым мировым ценовым рекордом в области русского искусства, но и самым главным событием русской недели. Подробнее о серии торгов импрессионистов – в нашем следующем номере.

Помимо абсолютного мирового рекорда русские торги Кристис принесли еще четыре достижения отдельных художников. Самым дорогим произведением Александра Яковлева стал замечательный «Портрет Василия Шухаева в его мастерской», проданный за 2 млн. 820 тыс. фунтов (эстимейт 500–600 тыс. фунтов). Работа самого Шухаева – «Портрет балерины Анны Павловой» так же принесла художнику ценовой рекорд в 916 тыс. фунтов. По-прежнему не сдает своих позиций Иван Айвазовский, интерес к которому, казалось, значительно упал за последнее время. Его «Американский флот у скал Гибралтара» 1873 года ознаменовался самой высокой ценой, когда-либо уплаченной на торгах за работы знаменитого мастера морского пейзажа, – 2 млн. 708 тыс. фунтов (эстимейт 400–600 тыс.). Наконец еще одним рекордом стала стоимость пейзажа Льва Лагорио, составившая 1 млн. 476 тыс. фунтов. Со значительным превышением экспертных оценок были проданы и другие произведения Константина Сомова: «Купание в реке» купили за 445 тыс. фунтов (эстимейт 50–70 тыс.), «Наклонившийся человек» – за 400 тыс. (эстимейт 60–70 тыс.), «Интимная ситуация» – 356 тыс. фунтов (эстимейт 100–120 тыс.).

В области декоративно-прикладного искусства самым значительным лотом стала икона с изображением Богоматери и Петра и Павла, украшенная позолоченным серебром и перегородчатой эмалью с маркой Фаберже. Первоначально оцененная в 10–15 тыс. фунтов, икона была приобретена за 228 тыс. фунтов.

Достигнутые результаты во многом говорят об увеличении значения Кристис в области русского искусства, где пока ведущую роль занимает аукционный дом Сотбис. Всего же на торгах Кристис был продан 61% лотов, а общая сумма составила более 18 млн. фунтов стерлингов. Неуправляемый и стремительный рост цен на русское искусство давно и окончательно превратил «русские недели» в одни из самых элитных торгов живописью и предметами антиквариата.

Достойное завершение

За большими аукционами традиционно следуют торги менее значительные – Олимпия аукционного дома Сотбис и МакДугаллс, включающие, как правило, вещи недорогие, но вполне качественные. Если на больших торгах можно купить Айвазовского за миллион, то здесь работа его последователя обойдется всего в 10 тыс. Малые торги, как правило, предлагают неплохую графику Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Натальи Гончаровой, Александра Яковлева. На Олимпии самым дорогим лотом стал пейзаж, атрибутированный Александру Киселеву (168 тыс. фунтов).

Впрочем, аукционный дом МакДугаллс, молодой и пока не составляющий конкуренции русским торгам Сотбис и Кристис, в этом году сделал значительный шаг вперед. Его каталог вырос в два раза. Помимо привычного раздела искусства конца XIX – начала XX века, включающего преимущественно работы русских художников-эмигрантов, появился специальный каталог, целиком посвященный творчеству художников-шестидесятников. Что касается первой части торгов, то здесь были отмечены два ценовых рекорда. Двусторонняя работа Марии Васильевой «Мужчина и женщина», созданная под влиянием стилистики кубизма и происходящая из собрания мецената Дидье Коттони, много лет поддерживавшего художницу, была продана за 400 тыс. фунтов (при оценке в 70–140 тыс.), что стало рекордной суммой, заплаченной за произведения Васильевой на торгах. Цена декоративного тетраптиха Дмитрия Стеллецкого «Времена года» возросла в два раза и составила рекордные для работ художника 284 тыс. фунтов. Самым дорогим лотом торгов, как и ожидалось, стал пейзаж Любови Поповой около 1916 года, цена которого, правда, едва превысила нижнюю отметку эстимейта и составила 514 тыс. фунтов.

Полученные на торгах послевоенного искусства 2 млн. 700 тыс. фунтов являются на сегодняшний день самым значительным результатом специализированных торгов в этой области. Аукцион в очередной раз показал, что цены на произведения нонконформистов продолжают пусть не стремительно, но стабильно расти. В лидерах по-прежнему работы Дмитрия Краснопевцева, Евгения Рухина, Владимира Немухина. Удачно были проданы и работы Оскара Рабина и Александра Харитонова. Не обошлось и без рекорда – работа Олега Целкова «Пять лиц» была продана за 223 тыс. фунтов. Фиолетовые «Лица» происходят из собрания знаменитого коллекционера неофициального искусства Александра Глезера. Из интересных лотов стоит отметить выставленный на торги один из коллажей Сергея Параджанова, которые он создавал, не имея возможности работать в кинематографе (стоимость 89 тыс. фунтов). Большой интерес вызвала серия работ Василия Ситникова, стоимость которых значительно превышала эстимейт. Пользовалась вниманием и скульптура, в частности, композиция «Подношение Сезанну» Владимира Немухина была куплена за 45 тыс. фунтов при оценке в 7–9 тыс. Сравнительно с искусством конца XIX – первой половины XX века новый сегмент рынка пока отличается умеренными ценами, его не сотрясают впечатляющие рекорды, но цены растут аккуратно и неизменно.

Новый мировой рекорд: «Сбор яблок» Натальи Гончаровой куплен за 4,948 миллиона фунтов.
Фото предоставлено организаторами

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости