«Натюрморт с кувшином и иконой» Михаила Ларионова.
Фото из каталога Sotheby’s
Традиционная летняя неделя русских продаж началась в минувший понедельник в Лондоне. Аукционный дом Сотбис провел подряд три сессии торгов, посвященные разным разделам искусства. Открыл «русскую неделю» аукцион редких книг, карт и фотографий, проводящийся в третий раз. Порядок цен на аукционе пока не сравним с основными торгами Сотбис, но популярность его высока среди коллекционеров.
В этот раз на аукционе был достигнут неожиданный результат. Не был продан главный лот торгов – первое русскоязычное издание романа Владимира Набокова «Лолита», вышедшее в 1967 году в США с посвящением Набокова своей жене и карандашным рисунком бабочки, собственноручно начертанными писателем. Скромный томик, который сорок лет назад можно было купить меньше чем за 8 долл., теперь был оценен в 200–300 тыс. фунтов. Зато превзошло все ожидания второе издание «Апостола», созданное первопечатником Иваном Федоровым во Львове в 1574 году (через 10 лет после первого, московского издания). Эта первая печатная книга на Украине вызвала небывалый интерес. Оцененная в 8–10 тыс. фунтов, она была куплена в итоге за 264 тыс. фунтов.
Удачно было продано и прижизненное издание романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина (цена составила 48 тыс. фунтов при эстимейте в 10–15 тыс. фунтов). Не был продан изданный в 1667 году «Жезл правления» Симеона Полоцкого (эстимейт 15–20 тыс. фунтов). Кроме того, на аукционе были представлены прижизненные издания произведений Ломоносова и Хераскова, тексты указов, книги с иллюстрациями Ивана Билибина, большой раздел авангарда, в том числе издания Крученых, Хлебникова, Маяковского, Гуро, Лисицкого, карты Москвы и Российской империи, а также коллекция исторических фотографий, которая, впрочем, особого интереса не вызвала.
Как всегда, главные ожидания были сосредоточены вокруг основной сессии торгов, посвященной русской живописи. Главным достижением торгов стала рекордная продажа «Натюрморта с кувшином и иконой» Михаила Ларионова, оцененного первоначально в 1–1,5 млн. фунтов. Созданная около 1910–1912 годов работа представляет пример неопримитивистского стиля в живописи художника. Она была продана за рекордные 2 млн. 260 тыс. фунтов. Напомним, что самым дорогим русским произведением на сегодняшний день является «Русская пастораль» Константина Сомова, проданная в ноябре 2006-го за 2 млн. 700 тыс. фунтов стерлингов. Другая работа Михаила Ларионова «Три купальщицы с розой», выставленная на нынешние торги при оценке в 500–700 тыс. фунтов, была куплена за 736 тыс. А работа жены Ларионова – художницы Натальи Гончаровой – «Цветущие деревья», подписанная 1911 годом, но, возможно, созданная несколько позже и отражающая интерес к геометрическим поискам кубизма, была куплена за 580 тыс. фунтов. Русский авангард по-прежнему востребован и любим.
Впрочем, не одним авангардом живы русские торги. Высокого результата достиг холст Бориса Кустодиева «Пикник», датированный 1920 годом и представляющий характерную для художника сцену из русской провинциальной жизни. При эстимейте в 600–800 тыс. работа была куплена за 1 млн. 252 тыс. фунтов.
Среди других значительных результатов торгов можно выделить коллекцию произведений 1920-х годов Константина Коровина, букеты которого пользовались необычайным интересом. Так «Натюрморт с розами и фруктами» был куплен за 804 тыс. при оценке 100–150 тыс. фунтов, а «Цветы» – за 636 тыс. фунтов (эстимейт 200–280 тыс. фунтов).
А вот замечательный костюм Льва Бакста, созданный для Натальи Трухановой для балета «Пери» и очень характерный для театрального творчества художника, едва превысил нижний уровень эстимейта и был куплен за 356 тыс. фунтов. В рамках эстимейта был куплен константинопольский пейзаж Ивана Айвазовского 1880 года, ценный включенным в него крохотным автопортретом художника за работой (автопортреты Айвазовского встречаются крайне редко). Цена произведения составила 445 тыс. фунтов, в то время как самое значительное на торгах произведение художника «Одинокий корабль», оцененное в 450–600 тыс. фунтов, покупателя не нашло. Не были куплены и «Святая Варвара» Михаила Нестерова (эстимейт 220–280 тыс. фунтов), полотно Александра Яковлева «В киргизской юрте» (эстимейт 400–600 тыс. фунтов), ранняя работа Александра Тышлера «Агитспектакль в военном стиле» 1932 года, оцененная необычайно дорого (эстимейт 300–500 тыс. фунтов).
Продолжил русские торги Сотбис аукцион декоративно-прикладного искусства, на котором, как и ожидалось, самым дорогим лотом стала фарфоровая ваза с изображением копии картины Жана Оноре Фрагонара «Крестьянские дети», купленной в эрмитажную коллекцию в годы правления Николая I. Ваза, созданная на императорской фарфоровой мануфактуре в 1831 году, была продана за 557 тыс. фунтов. Вторым значительным результатом стала бонбоньерка Фаберже работы Михаила Першина около 1894 года в золотой оправе с рубинами и агатами, купленная за 356 тыс. фунтов при оценке в 80–120 тыс. Большим вниманием пользовались предметы в форме животных. Так, фигурка черепахи из гелиотропа с бриллиантовыми глазами была продана за 108 тыс. фунтов, модель ибиса из родонита – за 96 тыс. фунтов, ручка для трости в виде бегемота из боуэнита – за 84 тыс. фунтов.
Аукционный дом Кристис в преддверии основных торгов русской живописи и декоративно-прикладного искусства провел аукцион православных икон и предметов культа, происходящих преимущественно из России и Греции. Самым дорогим лотом торгов стало иконописное изображение Николая Чудотворца, созданное мастером Михаилом Дикаревым в 1884 году в Москве и принадлежавшее последнему русскому императору. Последний факт при нынешней популярности Николая II, видимо, сыграл решающую роль, так что при эстимейте в 10–15 тыс. фунтов икона была приобретена за 434 тыс. фунтов. Другой топ-лот аукциона – Ветхозаветная Троица, написанная в Константинополе в XIV веке, была куплена за 186 тыс. фунтов (эстимейт 30–40 тыс.).
На момент подписания номера в печать русские торги принесли аукционному дому Сотбис более 23 млн. фунтов стерлингов, но окончательный результат будет известен только после последних торгов Сотбис на аукционе Олимпия. Об этом и остальных аукционах русской недели – в нашем следующем номере.