0
1238
Газета Антиквариат Интернет-версия

18.05.2007 00:00:00

Жив ли жанр?

Тэги: живопись, цдх, выставка


живопись, цдх, выставка Задумчивые пейзажи Валентина Сидорова.
Фото из каталога выставки

Жанр бытовой живописи (или просто жанр) появился в русском искусстве еще в XVIII веке, но особым почетом тогда не пользовался – академическая система отдавала предпочтение исторической живописи, а также пейзажу и портрету. Его рождение как особой художественной концепции принято связывать с творчеством Алексея Венецианова, а затем – Павла Федотова. Потом грянуло пореформенное время с его политическими кружками, общественными идеалами и, разумеется, передвижниками, ворвавшимися в русское искусство (или, вернее, вырвавшимися – из академических рамок) и заполнившими жанром в той или иной форме чуть ли не все художественное пространство. В бурном море модерна жанр притаился в спокойном и традиционном творчестве мастеров «Союза русских художников», а потом нашел свое всепоглощающее не менее идейное, чем у передвижников, начало в искусстве советской России.

Впрочем, цель выставки, организованной «Галереей русского искусства» в Центральном доме художника, не столько показать, как жанр жил, сколько попытаться доказать, что жанр жив и по сей день, и никакие актуальные антиживописные тенденции убить его не способны. Название выставки, правда, несколько громогласно – «Великая связь времен» (что, впрочем, характерно для галереи, отличающейся нарочитым национальным восторгом вроде неизменной подписи на каталогах – «С любовью к родной земле»). Связь эта не такая уж великая, учитывая, в каком состоянии находится сейчас реалистическая живопись в целом, вытесненная современным визуальным искусством, давно потерявшим свою живописную основу (впрочем, и не всегда сохранившим художественную). Тем более жанровая живопись, сама по себе самая сложная для восприятия, уступает в популярности и востребованному во все времена портрету и приятному в практически любом интерьере пейзажу.

В качестве того самого «временного связующего» выступают работы живых классиков – Валентина Сидорова и братьев Ткачевых, а также Аркадия Пластова, охарактеризованного в выставочном каталоге вместо привычной биографии лаконично и немного трогательно «великий русский художник». Принципиальный традиционалист Пластов, не поддавшийся в свое время никаким авангардным идеям, а обращаясь скорее в сторону «Союза русских художников», в советское время стал одним из столпов официального искусства. Пластовкие вещи 1940–1960-х, представленные на выставке, вполне характерны. Его любимая и родная Прислониха в нескольких ярких образах: дорога, уходящая за горизонт, грязная мартовская деревенская улица, розовые гуси, озаренные лучами заходящего солнца, бабушка в пестром платке, портреты широкоскулых бородачей-соседей. Аркадий Пластов вообще мастер жанровой живописи, но на выставке почему-то представлены в основном его пейзажи и портреты.

А вот Валентина Сидорова жанристом в строгом смысле называть сложно. Его стихия – пейзаж, хотя пейзаж «очеловеченный», близкий, непременно связанный с простой повседневной жизнью. В его композициях как будто все застыло, притаилось, осторожно и внимательно вслушиваясь в тишину и покой, разливающийся в пространстве картины. Бесконечность полей и небосвода, нерушимость крепких среднерусских изб, гармоничное и почти незаметное включение в этот мир человека. Простые по композиции его полотна являются скорее философским размышлением, чем бытописанием.

Братья Ткачевы – уникальный полувековой творческий союз – большей частью представили работы последних лет. Их живописные полотна изображают деревенскую жизнь, как правило, светло и жизнеутверждающе. Чего стоят хотя бы трогательные девчушки на мостике в развивающихся коротких сарафанах, обнаживших их худющие хрупкие ножки.

А дальше на выставке следует целая череда современной жанровой живописи. Современной по времени создания, старой по следуемой традиции и очень показательной по набору тем. За исключением редких, действительно бытовых сюжетов, преобладает церковная тематика и переживание исторического прошлого – белогвардейского, военного, литературно-эпического. Есть в этом выборе сюжетов какой-то пафос времени, обращение не к повседневному бытию, а к острым внутренним переживаниям историко-социального характера. Будет ли жить этот жанр, станет ли он востребованным? На примере этого направления в живописи выставка поднимает важные вопросы о судьбах реалистического искусства вообще, о его месте и необходимости в современной культуре. Ответы пока неоднозначны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
552
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2278
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1498
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1126

Другие новости