23 миллиона долларов – рекордная сумма для произведений Лионеля Файнингера.
Фото с сайта Sotheby’s
Майские праздники в России – традиционная пауза в антикварно-аукционной жизни. А вот европейские и американские коллеги продолжают в это время не только работать, но и радовать интересными торгами и новыми рекордами.
Файнингер и Джакометти
Аукционные дома Сотбис и Кристис провели параллельно несколько тематических серий. Разумеется, самыми ожидаемыми и интересными, как всегда, были торги искусством импрессионистов и художников начала XX века, состоявшиеся в Нью-Йорке на прошлой неделе. Импрессионисты – по-прежнему самый дорогой раздел живописи. Несмотря на то что аукционные дома продают их несколько раз в год, традиционно именно весенние нью-йоркские торги считаются самыми серьезными как по выбору работ, так и по результатам.
Впрочем, никаких сенсаций не случилось, хотя рекорды, как и положено серьезным торгам, все же были. На Сотбис акварельный «Натюрморт с зеленой дыней» Поля Сезанна был куплен за 25 млн. 520 тыс. долл. (эстимейт 14–18 млн. долл.), что стало самой большой суммой, заплаченной за графическую работу художника. Другой рекорд и неожиданность торгов – 23 млн. 280 тыс. долл. за произведение Лионеля Файнингера «Иезуиты III» при оценке в 7–9 млн. долл. Для немецкого экспрессиониста такая сумма впечатляет. Остальные крупные работы на Сотбис были проданы, как правило, в рамках эстимейта или немного превосходя его. Например, «Одалиска» Анри Матисса, на которую возлагали большие надежды, особого интереса не вызвала и была куплена за 14,7 млн. при оценке 15–17 млн. долл. Удивительно, но «Голова арлекина» Пабло Пикассо была продана за 15,1 млн. при 14–18 млн. долл. эстимейта, а ведь это тот же самый молодой человек, который изображен на самом дорогом полотне в мире – «Мальчике с трубкой» Пикассо, проданном в 2004 году за 104,2 млн. долл. Общая сумма торгов Сотбис по итогам двух дней составила 337 млн. долл.
Результат торгов Кристис по итогам трех сессий чуть скромнее – 282 млн. долл. Лидеры продаж выстроились с художественно-математической точностью. За максимальную сумму 18 млн. 520 тыс. долл. были проданы сразу три произведения – «Голова и рука женщины» Пабло Пикассо (эстимейт 14–18 млн. долл.), «Упавший человек» 1950 года Альберто Джакометти, в три раза превысивший экспертные оценки и ставший рекордом для работ скульптора (эстимейт 6,5–8,5 млн. долл.), и «Горшок с геранью» Хуана Гриса, также показавший рекордную стоимость для произведений художника (эстимейт 14–18 млн. долл.). Еще один рекорд показал пейзаж Поля Синьяка, проданный за 11 млн. 688 тыс. долл. при эстимейте 6–8 млн. и ставший самым дорогим полотном художника. Два других первоначальных топ-лота аукциона особого интереса не вызвали: произведение Эрнста Кирхнера «Додо с большим веером» было куплено за 12 млн. 920 тыс. долл. при эстимейте 12–18 млн. долл., а работа Амадео Модильяни «Женщина в зеленом ожерелье» вообще не нашла своего покупателя (эстимейт 12–16 млн. долл.).
Кроме импрессионистов
В самом начале месяца в том же Нью-Йорке аукционные дома провели торги печатной графикой. Аукцион Сотбис принес почти 18 тыс. долл. Топ-лотами стали цветная литография Эрнста Кирхнера «Танец кекуок» 1910 года (689 тыс. долл.) и набор из 42 цветных литографий Марка Шагала, иллюстрирующих историю Дафниса и Хлои (444 тыс. долл.). Среди лидеров продаж, как всегда, произведения Энди Уорхола – работа из его «суповой» серии (360 тыс. долл.) и так называемые «Вымирающие виды» (348 тыс. долл.).
Торги на Кристис были не менее удачными и принесли почти 19 млн. долл. Так же как и на Сотбис, в лидерах – Энди Уорхол с наборами по 10 цветных оттисков из серии «Мао» (480 тыс. долл.) и «Реклама» (384 тыс. долл.). За 480 тыс. долл. был куплен комплект из 20 цветных пушуаров «Джаз» 1947 года Анри Матисса. Кроме того, неожиданно удачно были проданы офорт Джеймса Уистлера «Квадратный дом в Амстердаме» (264 тыс. при эстимейте 60–80 тыс. долл.) и литография Эдварда Мунка «Брошь» (252 тыс. при эстимейте 50–100 тыс. долл.). Аукцион печатной графики был дополнен специальной сессией работ из коллекции Гардсмарка. Самыми дорогими лотами аукциона стали работы Анри де Тулуз-Лотрека – редкий рекламный театральный плакат «Цыганка», проданный за 456 тыс. долл., и плакат «Мулен Руж» с изображением знаменитой танцовщицы Ла Гулю (336 тыс. долл.). К сожалению, главный лот торгов – комплект из 10 литографий «Женщины» Тулуз-Лотрека (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. долл.) – не нашел своего покупателя.
Параллельно с импрессионистами лидеры аукционного мира провели в Амстердаме торги искусством старых мастеров. Этот более скромный отдел искусства пронес Кристис всего 3,5 млн. евро, а Сотбис – чуть более 6 млн. евро. Тем не менее аукцион Сотбис ознаменовался рекордом. «Игроки в карты» Яна Ливенса, друга и коллеги Рембрандта, были проданы за беспрецедентные 1 млн. 768 тыс. евро (при эстимейте 150–200 тыс. евро) – максимальную сумму, которую удавалось заработать на аукционе в Амстердаме. Были и другие поразительные скачки цен, например, натюрморт неизвестного последователя Питера Класса подорожал с оценочных 10–15 тыс. до 312 тыс. евро. На Кристис самым дорогим лотом стала работа антверпенского пейзажиста начала XVII века Абеля Гриммера (480 тыс. при эстимейте 50–70 тыс. евро).
Младшие коллеги
Аукционный дом Бонамс, не являющийся пока для вышеупомянутых британских гигантов сильным конкурентом, стремится расширить сферу своей деятельности. Бонамс впервые провел Русские торги только в 2005 году, и рекордная продажа совсем небольшая по сравнению с результатами Сотбис и Кристис: работа Алексея Харламова «Маленькая портниха» была куплена в прошлом году за 610 тыс. фунтов. Тем не менее в преддверии новых Русских торгов в Лондоне Бонамс первым из аукционных домов официально объявил об открытии своего представительства в Москве, которое позволит развивать отдел русского искусства и, возможно, в будущем составит конкуренцию своим коллегам. Кроме того, в начале мая на Бонамсе прошел скромный, но интересный аукцион, представивший подборку британского плаката начала XX века.
Этой же темой вторит британскому аукциону нью-йоркская галерея «Сван». Топ-лотами торгов стали работы американского графика Лестера Билла, одного из пионеров дизайна (32 тыс. долл.), знаменитого французского художника-плакатиста Поля Колена (22 и 18 тыс. долл.), а также альбом плакатов художников венского Сецессиона (18 тыс. долл.). На аукционе были представлены также плакаты русских мастеров-конструктивистов: «На оборону СССР» Валентины Кулагиной (13 тыс. долл.), «1 мая» Густава Клуциса (6 тыс. долл.), киноафиши братьев Стенбергов (7 и 4 тыс. долл.).
Букинистический Париж
Континентальная Европа если и не блещет рекордами, то все же располагает интересными событиями. Антикварная жизнь конца апреля и начала мая в Париже была определена состоявшейся в это время Книжной антикварной ярмаркой, существующей уже более 20 лет и считающейся одним из главных событий книжного антикварного мира. В этом году ярмарка проходила совместно с Международным салоном оригинальной печатной графики. После ярмарки многие галереи и аукционные дома продолжили эту тему серией букинистических аукционов. В частности, Арткуриал провел торги редких книг и манускриптов, на которых были представлена также переписка и автографы многих известных личностей. Иллюстрации Пабло Пикассо к изданию, посвященному искусству корриды, стали самым дорогим лотом и были куплены за 62 тыс. евро. Большим спросом пользовались личная корреспонденция и дневниковые записи художников начала XX века. Так, небольшой архив Поля Синьяка обошелся новому владельцу в 44 тыс. евро, переписка Максимельена Люса – в 38 тыс. евро, Шарля Анграна – в 26 тыс. евро, блокнот с рисунками и записями Жана Кокто – в 20 тыс. евро.
Праздник продолжается
Два тематических аукциона провел венский Доротеум, старающийся в связи со своим юбилеем в этом году особенно порадовать своих клиентов. Торги под названием «Любовь, смерть и акула с грибами» представили научно-технические инструменты и глобусы минувших веков. Среди самых интересных экспонатов – исключительно точный бронзовый скелет высотой 42 см (13 тыс. евро). Глобус, созданный в Амстердаме около 1700 года, имеет много забавных для современного человека географических странностей, например, Калифорнию, изображенную как остров, или Австралию без восточной части континента (13 тыс. евро). В модели Солнечной системы 1856 года, составленной из Солнца и 8 планет, по непонятной причине отсутствует Луна (9 тыс. евро). Интересен также набор восковых моделей съедобных и ядовитых грибов XIX века (3,6 тыс. евро). Второй аукцион – «Завтрак у Сиси» – был посвящен обожаемой австрийцами императрицы Елизавете. Цены на предметы, как всегда, невысоки. Помимо многочисленных портретов, бюстов и фотографий (самый дорогой портрет куплен за 22 тыс. евро) были представлены личные вещи императорской семьи. Среди наиболее интересных экспонатов – наручные часы императора Франца Иосифа (13 тыс. евро), набор меню, собственноручно написанных императрицей Сиси (всего 900 евро), а также дорожный туалетный набор внучки Сиси – Елизаветы Франциски.