«Лукреция» Гвидо Каньяччи, проданная за 1 млн. 400 тыс. евро, стала новым рекордом Доротеума.
Фото с сайта Dorotheum
Венский Доротеум считается одним из самых старых аукционных домов в мире. Справедливости ради нужно сказать, что аукционным домом он стал не сразу. 300 лет назад в далеком 1707 году император Франц Иосиф I высочайшим повелением основал первый в мире государственный ломбард с целью поддержания нуждающихся венских жителей. Ломбард разместился в самом центре города в монастыре Dorotheum, посвященном святой Доротеи, – откуда и получил свое название. В начале XX века на месте монастыря возвели роскошный дворец с выставочными залами, в котором и по сей день обитает один из самых успешных в мире аукционных домов, проводящий, по подсчетам самого Доротеума, более 600 торгов в год и имеющий в своем штате около 70 экспертов и 40 специализированных департаментов.
Надо отметить, что цены на Доротеуме весьма умеренные по сравнению с английскими гигантами Сотбис и Кристис. Например, главной гордостью аукционный дом считает прошлогоднюю рекордную стоимость 696 тысяч евро полотна Питера Брейгеля «Сельский пейзаж с Марией и Иосифом», а также на работу «Пляска смерти» Альбера Эггер-Линца, проданную год назад за 912 тысяч евро.
Свой юбилей Доротеум отмечает серией аукционов, центральный из которых, посвященный живописи старых мастеров, традиционно считающейся самым сильным отделом аукционного дома, прошел на этой неделе. Прошел с большим успехом, украсив праздничные торги новым рекордом. Эстимейт полотна «Лукреция» итальянского художника Гвидо Каньяччи составлял, по экспертным оценкам, 80–120 тысяч евро. На торгах стоимость работы поднялась до 1 млн. 400 тыс. евро. Работа, происходящая из немецкой частной коллекции, создана на сюжет древнеримской истории. Гвидо Каньяччи работал в Вене при дворе Леонарда I – в Венском музее истории искусства хранится его «Клеопатра», близкая по манере исполнения к проданному на аукционе полотну.
«Птичий концерт» 1670 года голландца Мельхиора Хондекутера, известного своими точными изображениями живых птиц и охотничьих трофеев, особого жанра живописи, из-за которого художник был прозванн голландским «Рафаэлем птичьей живописи». Доротеум представил редчайший пример подписного и датированного произведения мастера. При эстимейте 70–120 тысяч работа была куплена за 672 тыс. евро.
Работа Яна Брейгеля-младшего, внука знаменитого Питера Брейгеля, «Эдемский сад» создана в нескольких вариантах на популярную в XVII веке тему изгнания из рая, отражающую также интерес к экзотической красоте и разнообразию живой природы. Вариант, выставленный на аукцион и оцененный в 60–90 тыс. евро, был куплен за 480 тыс. евро. Близкий по иконографии вариант картины хранится в музее Прадо.
Прекрасный результат показала также работа «Богоматерь с младенцем» итальянского живописца XV века, представителя умбрийской школы Бернардино Пинтуриккио, известного как мастера настенных росписей, над которыми он много работал в Перудже, Риме, Сиене. При эстимейте 35–50 тыс. евро произведение было продано за 456 тыс.
Пейзаж голландского живописца Яна Вейнантса «Пейзаж с высокими деревьями» 1671 года куплен за 180 тыс. евро. Вейнантс – один из первых живописцев, обратившихся к изображению простой природы Голландии, не связанной с образами людей. Хотя в его работах всегда присутствуют пастухи и всадники, их рисовали его ученики и коллеги по просьбе покупателей. В стаффажных фигурах выставленного на аукцион пейзажа специалисты предполагают руку Иоганнеса Лингельбаха.
Удачно были проданы также работы Вольфганга Кроделя, Джоакино Ассерето, Матиаса Стомера. Один из интересных топ-лотов аукциона – работа «Спасение Париса» Давида Тенирса Младшего, представляющая копию утерянной работы Джорджоне. Тенирс, будучи придворным живописцем и хранителем коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма, в 1651 году исполнил ряд копий с картин знаменитых итальянцев. Работа была продана по нижнему эстимейту.
«Птичий концерт» Мельхиора Хондекутера.
ото с сайта Dorotheum |