Притягательное старое искусство.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
После прошедшей год назад Международной антикварной ярмарки в Манеже свой родной Российский салон стал казаться многим застывшим болотом. Те же лица, те же вещи, кочующие из галереи в галерею, те же слова о необходимости развивать рынок антиквариата в нашей стране. Слишком уж ярким оказалось сравнение с благополучными европейскими гостями, их эстетскими экспозициями и высококачественными вещами. Теперь, в преддверии нового «манежа», часть российских галерей вообще отказалась участвовать в Антикварном салоне – мол, уже не наш уровень. Впрочем, салон открылся как обычно – фуршетом и пресс-конференцией, целью которой было в очередной раз попытаться донести идею о том, что собирать антиквариат выгодно и перспективно. Галереям Антикварный салон почти не приносит новых клиентов, очень редко появляются на нем действительно шедевральные вещи. Для российского антикварного рынка он служит скорее неким подобием фондовой биржи, на которой устанавливается единый ценовой уровень.
Экспозиции на открывшемся салоне можно легко разделить на две группы. К первой относятся галереи, упорно придерживающиеся принципа «чем богаты», то есть выставляющие все, что можно попытаться продать. От этого стенды скорее похожи на рыночные развалы, чем по-прежнему отличается третий этаж салона, где так же грудами навалены всякие разности, в углах лежат многочисленные картинки. Чтобы найти в этом разнообразии что-нибудь интересное, нужно прикладывать те же усилия, что и при посещении блошиного рынка.
Если «товар» подороже, а владельцы побогаче, галерея имеет возможность разместиться на более престижном втором этаже. В стремлении выставить все свое богатство антиквары шпалерно завешивают стенды, только чтобы побольше втиснуть. От это даже неплохие вещи задыхаются, а сами стенды отпугивают нелогичностью и неразберихой. Здесь легко соседствуют живопись начала XX века, иконы, бронзовые лошадки и фарфор.
К счастью организаторов и посетителей, уже давно существует вторая категория галерей, численность которых растет раз от разу. Они отличаются стремлением представить экспозицию тематическую, посвященную одному художнику, одной идее, направлению. Такая экспозиция не всегда дает быстрый результат продаж, но точно поднимает престиж галереи и привлекает потенциальных покупателей. На открывшемся Салоне тематических стендов немало, и они-то и составляют самую интересную часть. Это – единственный выход в борьбе против однообразия и за повышение качественного уровня и престижа главного центрального антикварного мероприятия в России.
К тому же приятным наблюдением стало то, что многие антиквары переключают свое внимание на западную живопись. Происходит это, конечно, совсем не в целях просвещения или расширения культурологических горизонтов, а просто потому, что русских вещей высокого качества становится на рынке все меньше и меньше. Русского искусства вообще было создано немного, а учитывая ажиотаж последних лет, понятно, что все лучшие полотна уже разошлись и надолго осели в частных коллекциях. Поэтому желание галеристов представить зрителю качественное западноевропейское искусство как альтернативную область коллекционирования и инвестиций вполне оправданно.
Удивила посетителей, ставшая центром всеобщего внимания нынешнего Салона, галерея «Элизиум», традиционно специализирующаяся на русском искусстве начала XX века. Некоторое время назад галерея стала работать с русскими художниками-эмигрантами, а теперь и вовсе переключилась на европейское искусство. Что это – смена курса или расширение деятельности, покажут будущие выступления галереи. А пока на ее стенде работы Пьера Огюста Ренуара, Хуана Миро, Амадео Модильяни, уникальный двойной портрет Лили Брик и Владимира Маяковского кисти Фернана Леже, а также полотна художников, одинаково принадлежащих как русской, так и европейской культурам, – Марка Шагала и Василия Кандинского. Такой набор художников впервые можно видеть на Российском салоне.
Другой галерей, показавшей непривычную для Российского антикварного салона качественную экспозицию, стала недавно открывшаяся «Школа». На ее стенде работы французских импрессионистов первого ряда: пейзажи Клода Моне, Альфреда Сислея, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро.
Как всегда, с исключительно эстетской экспозицией выступили московско-лондонские Ravenscourt Galleries. Стенд целиком посвящен изысканным эскизам тканей Рауля Дюфи, выполненным французским художником для текстильной мануфактуры города Лиона и являющимся замечательными образцами дизайна 1920-х годов.
Галерея «Ковчег», уже много лет занимающаяся возвращением зрителю незаслуженно забытых и малоизвестных художников, на Антикварном салоне представила живопись бельгийско-французской художницы середины XX века Зум Вальтер. Правда, работы интересные, но их всего три, так что создать по ним представление о творчестве художницы невозможно.
Лаконичный стенд «Галлеев-галереи» является продолжением недавно проведенной в ней выставки и представляет работы советского фотохудожника Макса Пенсона. Галерея «Русский авангард 10–30-х» представляет тематическую подборку рисунков, литографий, коллажей и книг Ольги Розановой, Алексея Крученых, а также серию агитационных плакатов Казимира Малевича. На стенде галереи «Альбион» можно видеть графику Александра Бенуа и его соратников: Зинаиды Серебряковой, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой, Георгия Лукомского. С художниками Голландии и Фландрии XVII века выступила галерея «Старые мастера».
Стоит отметить также коллекцию русских и советских портсигаров на стенде галереи «Евразия», а также портрет Александра Пушкина кисти неизвестного (пока – как говорят галеристы) русского художника у галереи «Русская усадьба». Портрет очень качественный и с большой вероятностью может быть прижизненным, а значит, являться большой редкостью. Ему еще предстоит пройти научное исследование, а пока он удачно вписывается в самую что ни на есть русскоусадебную экспозицию.
Дополняет Антикварный салон традиционный специальный проект, объектом которого в этом году была выбрана русская ампирная бронза. Несколько дворцовых люстр и пар канделябров великолепной работы вкратце рассказывают историю мастерства русских художников, ориентировавшихся на французские образцы, но при этом вносивших в изделия собственное индивидуальное видение, оригинальные композиции и новые художественные приемы. Экспозиция ставит перед собой просветительские цели, а также стремится продемонстрировать уровень качества, чему способствует участие в проекте музея-усадьбы «Останкино».