«Девочки с цветами» Алексея Харламова обошлись новому владельцу в рекордные 3,176 млн. долларов.
Фото из каталога Sotheby’s
Нью-Йорк – вторая площадка после Лондона, на которой разворачиваются битвы за шедевры русского искусства. В этом году Сотбис и Кристис изрядно подготовили для этого почву, продемонстрировав свои шедевры не где-нибудь, а в стенах Третьяковской галереи, обеспечив себе, таким образом, хорошую и вполне наглядную рекламу.
Первыми и очень успешно прошли торги Сотбис (16–17 апреля), принесшие почти 51 млн. долл. и 410 проданных лотов из 529 заявленных, 9 из которых превысили миллионную отметку. Ожидания оправдали почти все работы, на которые были сделаны главные ставки, и, конечно, были установлены новые ценовые рекорды.
Самым дорогим лотом торгов, как и предполагалось, стал авторский повтор «Видения отроку Варфоломею» Михаила Нестерова, выполненный художником через 32 года после написания своего, вероятно, самого значительного полотна, хранящегося ныне в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. «Видение» обошлось новому владельцу в 4 млн. 296 тыс. долл. Напомним, что четыре года назад на торгах Сотбис в Лондоне за 1 млн. долл. была продана другая работа Нестерова на этот же сюжет, но отличной иконографии. Теперь на работы Нестерова установлен новый рекорд.
Впервые поразительно высокой стоимости достигло полотно Алексея Харламова, художника, обожавшего писать молоденьких девушек. Его «Девочки с цветами» 1885 года при эстимейте в 700–900 тыс. долл. были куплены за рекордные 3 млн. 176 тыс., чему значительно способствовала демонстрация работы в залах Третьяковки.
В три раза превысила эстимейт работа Константина Маковского «Счастливая Аркадия». Это один из шестнадцати аллегорических и мифологических холстов, созданных специально для особняка барона фон Дервиза в Петербурге. Грандиозное полотно размером 2,2 на 3,64 метра было продано за 3 млн. 400 тыс. долл. и стало еще одним рекордом торгов.
Четвертым рекордом в триумфальном шествии шедевров стала работа «Холм ночью» Нико Пиросмани, стоимость которого составила 1 млн. 832 тыс. долл.
Поразительный результат показал цикл из 58 гуашей Бориса Григорьева, иллюстрирующий роман Достоевского «Братья Карамазовы», который создавался художником в течение 16 лет, но так и не был опубликован. Стоимость уникального собрания – 1 млн. 496 тыс. долл. при экспертной оценке в 250–350 тыс.
Удачно были проданы работы Натальи Гончаровой (1 млн. 720 тыс.), Бориса Анисфельда (964 и 908 тыс. долл.). Высокого результата достигла работа Марии Васильевой «Ребенок с игрушкой» 1920 года. При эйстимейте 80–120 тыс. долл. картина была продана за 824 тыс., что еще раз подтверждает большой интерес к художникам-эмигрантам, работы которых почти отсутствуют в России.
Зато продолжает наблюдаться снижение интереса к полотнам Ивана Айвазовского. Прекрасная работа 1851 года, самого ценимого периода в творчестве художника, оцененная в 2–3 млн. долл., не нашла своего покупателя. Другое произведение художника меньшего размера было куплено за сравнительно скромные 240 тыс. долл.
Среди работ художников-шестидесятников отмечены свои персональные рекорды: «Баня» Оскара Рабина продана за 336 тыс. долл., «Осенний парк» Бориса Свешникова – за 204 тыс. долл., «Композиция 57» Евгения Рухина – за 156 тыс. долл.
В разделе декоративно-прикладного искусства самым дорогим лотом стала бонбоньерка в виде миниатюрного кресла из золота и серебра высотой чуть более 5 см (мастерская Фаберже, 1899–1903), купленная за 2 млн. 280 тыс. долл. (эстимейт 1–1,5 млн. долл.).
Аукцион Кристис (18 апреля) не показал такого количества неожиданных результатов, но здесь внимание публики и организаторов прежде всего было сосредоточено на главном лоте торгов – полотне Василия Верещагина «Стена Соломона». Работа, относящаяся к так называемой палестинской серии, была написана художником в Париже после поездки по Святым местам Ближнего Востока и всего месяц назад впервые оказалась в России, в Третьяковской галерее. По информации аукционного дома, работа куплена русским коллекционером, так что, возможно, она вернется в Россию. Ее стоимость – 3 млн. 624 тыс. долл. – совсем немного превзошла нижний эстимейт (полотно оценивалось в 3–5 млн. долл.), но тем не менее стала рекордной для произведений Верещагина.
Вторым миллионным лотом аукциона стал резной сердоликовый флакон для духов в виде фигурки гнома (Фаберже, 1908–1917), принадлежавший императрице Александре Федоровне и служивший ей одновременно личной печатью. При эстимейте 250–350 тыс. долл. флакон был куплен за 1 млн. 284 тыс. Также в разделе декоративно-прикладного искусства была удачно продана небольшая коробочка работы Фаберже, выполненная из золота с эмалью (эстимейт 150–250 тыс., уход 992 тыс. долл.).
Из неожиданных результатов также можно отметить небольшую икону святой Ольги, написанную в Петербурге в 1851 году. При оценке в 10–15 тыс. работа приобретена за 228 тыс. долл.
Большая коллекция работ Николая Рериха, выставленная на Кристис, была продана почти за редким исключением в рамках эстимейта. Всего же торги Кристис принесли чуть больше 19 млн. долл. при 268 проданных лотах из 336.
Лоты-⌠миллионеры■ русских торгов в Нью-Йорке | |
---|---|
Название лота | Сумма ухода, долл. |
Михаил Нестеров. Видение Святому отроку Сергию. 1922. Холст, масло, 91,1 х 109,2 см. Сотбис. | 4 млн. 296 тыс. |
Василий Верещагин. Стена Соломона. 1884–1885. Холст, масло, 199,4 х 151,8 см. Кристис. | 3 млн. 624 тыс. |
Константин Маковский. Счастливая Аркадия. 1889–1890. Холст, масло, 220 х 364 см. Сотбис. | 3 млн. 400 тыс. |
Алексей Харламов. Девочки с цветами. 1885. Холст, масло, 109,9 х 146,1 см. Сотбис. | 3 млн. 176 тыс. |
Бонбоньерка в виде миниатюрного кресла. Фаберже. Мастер Михаил Перчин. 1899–1903. Золото, эмаль. Высота 5,7 см. Сотбис. | 2 млн. 280 тыс. |
Нико Пиросмани. Арсенальный холм ночью. 1908. Холст, масло, 110,8 х 87,9 см. Сотбис. | 1 млн. 832 тыс. |
Наталья Гончарова. Дама с зонтиком. 1919–1924. Холст, масло, 88,6 х 69,2 см. Сотбис. | 1 млн. 720 тыс. |
Борис Григорьев. 2 портфолио к ⌠Братьям Карамазовым■ Федора Достоевского. 1916–1932. Бумага, гуашь, акварель, уголь, графитный карандаш, 29,2 х 43,2 см. Сотбис. | 1 млн. 496 тыс. |
Часы. Фаберже. Мастер Хенрик Викштрем. Около 1900. Золото, эмаль. Высота 21 см. Сотбис. | 1 млн. 384 тыс. |
Флакон для духов в виде фигурки гнома. Фаберже. Мастер Хенрик Викштрем. 1908–1917. Сердолик, золото, сапфиры, бриллианты. Высота 7,6 см. Кристис. | 1 млн. 384 тыс. |
Николай Рерих. Монгольский цам. 1927–1928. Холст, смешанная техника. 89,9 х 142,2 см. Сотбис | 1 млн. 160 тыс. |