У Юрия Тюхтина большие планы на будущее.
Фото предоставлено галереей «Совком»
Галерея «Совком» появилась на российском антикварном пространстве всего несколько лет назад, но сразу заняла прочное положение среди аукционно-выставочных организаций, специализирующихся на искусстве XX века. Галерея расширяет свою деятельность каждый год. О нынешнем состоянии «Совкома» и планах на будущее мы беседовали с владельцем галереи Юрием Тюхтиным.
– Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания галереи и с чего все начиналось.
– Началось все с увлечения. В 2000 году я стал собирать корпоративную коллекцию для банка, приобретая работы известных советских художников. Стоили они дешево, покупали много, иногда целые наследия или мастерские. Поэтому очень быстро сформировались фонды, с которыми нужно было что-то делать. Наши первые выставки поставили нас перед выбором – многие работы захотели купить. Организовав галерею и осознав, что она рентабельна и способна существовать самостоятельно, в 2004 году начали проводить аукционы. Активность на торгах с самого начала оказалась значительной. Мы всегда продавали больше половины выставляемых лотов.
– Долгое время название галереи по созвучию ассоциировалось именно с советским искусством. Это случайноcть или намеренное решение?
– Советское искусство для нас приоритетно, с него начинали и сейчас продаем его, очевидно, больше всех. При этом с дилерами и галереями сложились хорошие рабочие отношения. Кроме того, мы даем публичные ориентиры объективного ценообразования. Кому-то это не нравится, но таких меньшинство. Для формирования команды, структуры и технологии аукциона нужно было реализовывать тысячи предметов в течение года, это легче было делать в этом сегменте – искусство прошлого века понятно всем, недорогие качественные вещи всегда востребованы. По поводу названия. «Совком» – это аббревиатура Совкомбанка: «Современный, коммерческий┘», а не от жаргонного слова «совок». Многие его считают удачным, многие – нет, но при этом запоминают все, а это самое главное.
– Охарактеризуйте концепцию галереи и аукционов на сегодняшний день.
– Галерея и аукционный дом – две части одного целого. Галерея – это выставки и арт-проекты, часто некоммерческие, основная концепция которых – русское искусство ХХ века. Аукционный дом – это комиссионные продажи, структурированные по различным разделам. Здесь мы будем продавать абсолютно все, на что существует рынок и клиенты. На сегодняшний день это два больших аукциона весной и осенью – русское и западноевропейское искусство XIX–XX веков, ежемесячные дилерские аукционы – «Прямые продажи», отдельно букинистика и советская живопись. Осенью появятся специализированные аукционы «Фотография, графика, плакат», «Монеты, медали», «Старинные и редкие рамы», торги декоративно-прикладным искусством. В этом году пройдет более 25 аукционов, в следующем около 50. Качество выставляемых лотов неуклонно растет. Например, 21 апреля мы будем продавать две работы Александра Волкова, одна из которых – «Свадьба» 1927 года – в настоящее время находится на его персональной выставке в Третьяковке и предварительно оценена в 500 тысяч долларов. Многие произведения участвовали в выставках, например, скульптурная композиция «Ягненок» Ивана Ефимова (выставка объединения «Мир искусства» в 1913 года), «Зимний пейзаж» Лукьяна Попова (Товарищество передвижных художественных выставок). Качество трети из 250 лотов соответствует музейному уровню.
– Каким образом и на основании каких критериев ведется отбор вещей?
– Критерии при отборе следующие: качество, цена и происхождение вещи (провенанс). Очень сложно убедить владельцев выставлять вещи по привлекательным ценам, многие не понимают, что чем ниже стартовая цена, тем больше потенциальных покупателей примут участие в торгах. Конечная цена на аукционах всегда объективна. Для нас очень важны подлинность и происхождение вещи, а также понимание того, что мы сможем ее продать. Все лоты, выставляемые на аукцион, проходят проверку специалистов. Мы сотрудничаем с экспертами ГТГ, ГРМ, Института имени Грабаря, Госниир, Пушкинского музея. Репутацией мы дорожим, и каких-либо конфликтных ситуаций у нас до сегодняшнего дня не было. Финансовые гарантии, которые мы даем, – дополнительный аргумент для наших клиентов.
– Недавно у вас появились новые букинистические торги. Станет ли букинистика отдельным большим направлением галереи?
– Книги, рукописи, автографы – очень востребованный материал. Проблем со стартом в этом направлении не было – удалось привлечь правильные вещи по правильным ценам. Это автографы и записи Малевича, Петрова-Водкина, «Острожская Библия» Федорова, полный комплект каталогов редких и замечательных русских книг, изданных Шибановым, впервые выставлявшийся на аукционах. Покупатели сразу отреагировали, особенно приятно, что это профессиональные букинисты и собиратели редкостей. Рост цен в ходе торгов здесь значительно выше, иногда на порядки. Так, на последнем аукционе книга Шрейдера «Наш Дальний Восток» при старте в 8 тысяч рублей была продана за 45 тысяч рублей, а бывает все наоборот. Замечательные книги уходят и по старту – например , «Царскую охоту» Кутепова на первом аукционе мы продали всего за 45 тысяч долларов США при рыночной цене 80–100 тысяч долларов. Продаваемость лотов почти стопроцентная, букинистические аукционы как регулярные торги у нас состоялись, они будут ежемесячными с перерывом на летние каникулы.
– Немного о вашей собственной коллекции, из чего она состоит, кто из художников представлен.
– Это тема для отдельной беседы – собрание обширно. Начиная с художников, входивших в объединение ОСТ, до мастеров «сурового стиля». Оно продолжает пополняться, и его еще предстоит структурировать. Считаю, что мне повезло: у меня сложились хорошие человеческие отношения с живыми классиками – братьями Ткачевыми, Виктором Ивановым, Петром Оссовским. Они очень сильно повлияли на формирование моего художественного восприятия.
– Немного о планах на будущее, новых проектах и задумках.
– Планы у нас вполне реальные. Новые проекты галереи очень разнополярны: «Ученица Матисса – Вера Глинка», фотовыставка «Лучшее» Сергея Мальцева, «Афазия» – выставка Сергея Бугаева («Африка»), «Дорогая моя столица» – графика 50–70-х годов к юбилею Москвы. Что касается аукционов, то мы стремимся довести их количество до 50–60 в год по всем существующим в мировой практике разделам. Важно выстроить отношения со специалистами по нумизматике, филателии, ювелирному искусству. У них есть материал, у нас – структура, технология и желание работать. Как быстро это получится, зависит и от состояния арт-рынка в целом, и, конечно, от нас самих.