Илья Машков. Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930. Собрание Инны Баженовой. Фото пресс-службы фонда IN ARTIBUS |
Фонд IN ARTIBUS
Пречистенская наб., 17
С 14 апреля
Выставка «Поздний Машков» – третья в серии «Московская школа живописи». Организаторы сделали акцент на зрелом периоде мастера, в настоящее время не очень популярном в среде искусствоведов и критиков.
Подобная ситуация художнику не в новинку: вплоть до 1970-х его творчество рассматривалось в противоположном ракурсе – эпоха «Бубнового валета» представлялась подготовкой Машкова к подвигам соцреализма, которых он, к слову, так и не совершил.
Наиболее ранние работы на выставке – «Натюрморт с веером» (1922), «Крымские фрукты и магнолия» (1923), «Портрет М.И. Машковой» (1923) – экспонировались на рубежной «Выставке картин» (1923), знаменовавшей поворот художников «Бубнового валета», находящихся в зените славы, от радикального модернизма к классике. В залах фонда зрители увидят также знаменитые «Хлебы. Снедь московская» (1924) из экспозиции Третьяковской галереи.
Наряду с хрестоматийными работами в состав экспозиции включены и малоизвестные работы художника – еще недавно считавшаяся утраченной «Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции, один из трех программных «портретов в пейзаже». Выставка предоставляет возможность впервые за 85 лет увидеть вместе все три работы – две из них «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации» – принадлежат Волгоградскому художественному музею им. И.И. Машкова.
Основная часть экспозиции – классические «музейные» натюрморты (1920–1930-е) и камерные работы последнего, «абрамцевского периода» художника (1930–1940-е); всего – около 40 работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных музеев. Специальная часть экспозиции – восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» (1937) из частной коллекции.