Из кружка самодеятельности вырос первый государственно узаконенный театр современного танца в России. Сцена из балета 'Река'.
Фото предоставлено организаторами гастролей
27.03–1.04. Балет Евгения Панфилова (Пермь): «Времена года», «Бабы. 1945», «Тюряга», «Золушка. Часть вторая, последняя», «Река», «Клетка для попугаев», «Восемь русских песен», «БлокАда». На сцене Малого театра.
Евгению Панфилову было 47, когда он 4 года назад трагически погиб от ножа пьяного соседа. К тому времени его авторский театр балета в Перми существовал 15 лет (в свое время он стал первым частным танцевальным коллективом в стране). Панфилов, самородок из Архангельской губернии, человек необычайной креативности, оставил после себя больше сотни поставленных спектаклей и три разные танцевальные труппы в рамках одной компании. Из самодеятельного кружка по увлечениям Жене удалось выпестовать первый государственно узаконенный театр современного танца в России, да еще качественного уровня.
Казалось бы, наличие собственной труппы (ставь все, что душе угодно!) достаточно для любого хореографа. Но Панфилову было мало традиционной компании, в которую со временем пришли уже не увлеченные любители, как вначале, а выпускники российских хореографических училищ. Он дал объявление в городских газетах. Первое приглашало в балетную труппу людей, носящих одежду больше 50-го размера. Во втором звали танцевать пермских подростков, выплескивающих возрастную агрессию на силовых снарядах и в увлечении бодибилдингом. Народ повалил валом: оказалось, что существует множество простых людей, которых снедает тоска по творчеству. Так, помимо основной компании Панфилова в Перми возникли еще два коллектива – «Балет толстых» и «Бойцовский клуб».
Женя Панфилов первым из хореографов нового танца был приглашен ставить в Мариинский театр. Он объездил всю Россию и полмира и до последних дней сам выходил на сцену, где легко вгонял публику в азарт своим артистическим куражом. Панфилов не только танцевал и сочинял балеты, но и писал стихи, рисовал костюмы, придумывал сценографию своих спектаклей, снимался в кино. Теперь его труппу возглавляет главный солист компании – Сергей Райник. На гастролях в Москве пермяки покажут десять одноактных балетов в постановке Панфилова и его учеников, а также гала-концерт.
«Балет толстых» участвует во «Временах года» и в «Бабах». Под Вивальди танцующие толстяки, похожие на больших бабочек, изображают гармоническую куртуазность, под Ванессу Мей и Филипа Гласа обыгрывают пронзительность женского одиночества в русской деревне 1945 года. И двигаются они получше многих так называемых профессионалов. «Бойцовский клуб» брутально танцует под Арво Пярта, Мерилина Мэнсона и группу «Рамштайн» в «Тюряге» (увидите примерно то же, что в телесериале «Зона», только без слов), но не чужд и Баха с Шопеном в «Турбушоне».
Основной коллектив пермского балета привозит «Клетку для попугаев» – символическое рассуждение о свободе (то ли в неволе ее больше, то ли на свободе?). Есть еще «БлокАда» – спектакль об Отечественной войне в контексте нашей истории в ХХ веке, «Восемь русских песен» – ироническая повесть о российской ментальности и продолжение «Золушки», оно рассказывает о том, что бывает с любовью после свадьбы. Главное здесь, что все балеты – разные. Панфилов не любил повторяться.