Наташа Барбье сделала из Москвы город-сад.
Несколько дней назад во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, что на Делегатской улице, открылась очередная, четвертая по счету Неделя садов журнала «Мезонин», которая продлится до 26 июня. За прошедшие годы это мероприятие прошло путь от закрытого светского междусобойчика в Жуковке до вполне себе показательного смотра достижений отечественной индустрии ландшафтного дизайна.
А индустрия развивается стремительно. Спрос на услуги ландшафтных дизайнеров возник семь-восемь лет назад, когда началась массовая коттеджная застройка в пригородах, и люди стали выбираться из душной Москвы. Тогда, в середине девяностых, созданием садов занимались всего-то около десятка фирм, а работали в них, как правило, либо архитекторы, спешно добиравшие знания в области ботаники и дендрологии, либо профессиональные лесотехники, не очень хорошо умевшие обращаться с пространством. Впрочем, и уровень запросов был иной - в основном заказывали рулонные газоны да альпийские горки (нынче их иронично называют «собачьи могилки»).
Сейчас ситуация выравнивается, спрос продолжает расти. В одной только Москве и области услуги по ландшафтному дизайну предлагают около четырехсот фирм. Цены на сады колеблются примерно от 3 до 10 тысяч долларов за сотку, средний же уровень – 4–5 тысяч, которые включают в себя стоимость дизайн-прооекта, всех работ и материалов, а также собственно растений.
Но таких готовых садов «под ключ» в бывшей усадьбе графа Остермана не увидишь. Наташа Барбье, главный редактор журнала «Мезонин» и идейный вдохновитель проекта, видит в Неделе садов скорее показ мод от кутюр, нежели прет-а-порте. Иначе говоря, показанные здесь сады призваны обозначать наиболее яркие тенденции, показывать идею.
В течение десяти дней перед открытием семнадцать участников монтировали на зеленых газонах парадного двора свои проекты. Тема нынешней Недели садов обозначена как «Классика и авангард». Бросается в глаза, что авангард показан по большей части острыми углами, прямыми линиями и яркими цветовыми пятнами – как в саду «Малевич», в основе которого в буквальном смысле слова лежит черный дощатый квадрат, или в саду Дмитрия Онищенко - где равновправными партнерами цветущих бегоний выступают стены из крашенного в серый цвет бруса.
Классика представлена преимущественно тенистыми прудиками и беседками - как в «Геометрии» Ирины Глик, да садовыми скамейками (скажем, в висячих садах «Наследие Семирамиды» от Елены Сидниной), компанию которым составляют щедро рассыпанные повсюду стеклянные шары.