В спектакле «3petiX» танцоры придавлены грузом концепции.
Фото предоставлено организаторами проекта «Перформания»
12 и 13.03. «Снег». «3petiX».Театр Луны.
13–15.03. «Философия стен». Театр наций.
═
Они любят затаиться, а потом неожиданно выдать премьеру, они не любят глянцевые идеи и останавливаться. Так позиционирует авторов современного танца перманентно действующий в Москве проект «Перформания», цель которого – помочь творцам сильно неклассических танцев «выйти из тени и избавиться от дурных привычек».
Сказано правдиво и красиво. Со словами в отечественном современном танце вообще все в порядке. В чем поднаторели творцы российского «контемпорари», так это в пространно-мудреных преамбулах к будущим проектам. И часто кажется, что самое главное в современном танце – это авторские объяснения. А смотреть уже необязательно. Тем более что проект часто ничем не напоминает собственный анонс. Или оказывается куда скучнее его.
Но все равно идешь, смотришь и каждый раз надеешься, что повезет. И что зубодробительное название «3petiX», придуманное театром «По.В.С. танцы» для нового спектакля, придумано не просто так, а выражает загадочную суть. Но пока что о сути можно судить опять же только по анонсу: «Все, что во мне есть, есть во мне сейчас. И, значит, я могу открыть любую из моих внутренних комнат, когда захочу». Это, значит, раз. А два – танцевальный детектив, в котором следователь, преступник и жертва – собственное тело исполнителя. А финал – просто рай, куда попадают артисты при жизни.
Второй спектакль «Перформании» – прошлогодний «Снег» в исполнении Дарьи Бузовкиной и Тараса Бурнашева – есть новелла о том, что «зима это тоже лето, только белое и холодное». Раз времена года спутались, то уже все равно, ходить ли голым или в лыжном костюме. Главное – заставить публику с напряженным вниманием следить, все ли части тела исполнителя она увидит или не все.
Да и третий спектакль проекта, «Философия стен», тоже не обошелся без цветистой преамбулы. Хореограф Константин Гроусс в общем-то правильно думает, что его продвинутое искусство еще мало знакомо массам, а потому надо танцевать от печки. И дотошно объясняет неофитам, как, «привлекая подчеркнуто дисгармоничностью линий, алогичностью сюжетов, не всегда внятных, а оттого манящих к себе смыслов и значений, современный танец, похожий на «вещь в себе», предлагает зрителю самому расставить акценты в увиденном.
Так что идите и расставляйте, дорогие зрители. Бог вам в помощь. И Кант с его философией «вещи в себе». Без этого не обойтись.