Тяжела в России жизнь. А узнать об этом можно только на документальном фестивале.
Кадр из фильма «Трансформатор»
23–28.02. Фестиваль «Кинотеатр.doc». Площадка «Театр.doc», культурный центр «Дом».
═
Началось все с двух дней документального кино в Питере. В сентябре 2004 года в рамках питерского фестиваля современной пьесы «Новая драма» (одним из учредителей которого является Театр.doc) решили сделать кинопоказ. Цель была благородной: показать отечественному зрителю те фильмы, которые он никогда не увидит по телевизору. И заодно доказать, что современное документальное кино далеко ушло от «киножурналов» советских лет.
С документальным кино у нас нехорошо – его много снимают, но мало знают. А стоящих фестивалей документального кино у нас в буквальном смысле слова раз-два и обчелся. То есть до недавних пор их было действительно два. Екатеринбургская «Россия» и петербургское «Послание человечеству», из программы которого осторожно исключили, например, ленту «Мирная жизнь» Павла Костомарова и швейцарца Антуана Каттина – о двух чеченцах, живущих в российской деревне.
«Мирную жизнь», как и многие другие документальные ленты, все-таки показали в Питере во время «Новой драмы». Публика валила валом, посему это дело решили перевести на постоянные рельсы и сделать фестиваль в Москве. Взялся за это сам Театр.doc, а мероприятие логичным образом назвали «Кинотеатр.doc». На конкурс прислали около трехсот опусов, снятых за последние два года, из них режиссер фильма «Коктебель» Борис Хлебников и критик Алена Солнцева выбрали пятьдесят произведений (причем вовсе не каждое из них оказалось документальным). Эти малоизвестные ленты будут крутить в течение ближайшей недели на площадке Театра.doc.
Для удобства фестиваль разбили на несколько блоков: «Война», «Женщины», «Работа», «Дом», «Выбор». Есть несколько фильмов, на которые стоит сходить обязательно: «В темноте» Сергея Дворцевого – полчаса из жизни слепого старика, коротающего свои дни в компании одного лишь белого кота, «Чистый четверг» Александра Расторгуева о российских солдатах в Чечне – вскоре после съемок все герои этого фильма погибли в памятной катастрофе вертолета Ми-8. Закрывает «Кинотеатр.doc» внеконкурсный показ «Пыли» Сергея Лобана с Петром Мамоновым в одной из главных ролей. Вот свидетельство того, что для настоящего искусства бюджет не имеет значения. По утверждению авторов, фильм снят всего за две с половиной тысячи долларов (верится с трудом). По итогам фестиваля будет выпущен DVD-диск с работами победителей.