Самая радужная мечта человечества – подняться в небо.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Не каждый день можно задрать голову вверх и увидеть там «бочку» или «мертвую петлю». Правда, во время авиашоу «Летающие легенды» в Монино голову приходилось беречь – впрочем, лишь от дождя, хотя поднявшиеся в подмосковное небо самолеты когда-то совершали настоящие боевые вылеты.
Свидетельством тому – архивные документы и материалы, собранные устроителями военно-исторической выставки «Асы Второй мировой войны», проходившей одновременно с авиашоу и приуроченной к грядущему 60-летию Победы.
На территории Центрального музея ВВС РФ – аэродроме «Монино» – царила обстановка общей секретности. Мимо проносились камуфлированные грузовики, металлоконструкции над потенциальными военными объектами были укрыты маскировочной сеткой. С самого утра народ потихоньку просачивался к эпицентру событий сквозь расставленные металлоискатели.
После торжественной части открытия зрители разбрелись посмотреть и ощупать экспонаты, покрутить, к примеру, легкий пропеллер небольшого американского истребителя «Кингкобра». Этот истребитель Соединенные Штаты поставляли нам во время Великой Отечественной, и именно на одной из его разновидностей – «Аэрокобре» – воевали легендарный Александр Покрышкин и Дмитрий Глинка. А вот и истребитель Ла-7, разработанный в 1944 году конструкторским бюро Сергея Лавочкина (отсюда и название). Из 62 вражеских самолетов, сбитых трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом, 17 он поразил, сидя за штурвалом Ла-7.
Тем временем на поле уже расположились монинцы и не только. Сухая погода и повсюду продающееся пиво располагали к тому, чтобы развалиться на травке, тем более что шоу предполагалось продолжительным. Первыми выступали пилотажные группы «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские витязи» на Су-27. Самолеты поднимались в небо, замирали на высоте и падали камнем вниз. Совсем немного не долетая до земли, они взмывали и вновь уходили в облака. Показали летчики и знаменитую «кобру»: задрав нос, машина медленно летит «брюхом» вперед, затем выравнивается и моментально набирает скорость. Далее последовал расход «тюльпан»: четыре аппарата идут в боевом порядке и вдруг резко расходятся. Напоследок – легендарная «петля Нестерова» и «бочка».
А вот еще роспуск «фонтан». Почти то же самое, что и «тюльпан», только украшено сигнальными ракетами. А «проход в зеркале»? Представьте: 2 самолета весом по 26 тонн каждый летят на скорости 600 км/ч, причем один из них в полете перевернут, то есть парит на спине. Постепенно сбрасывая скорость, они достигают 160 км/ч.
Потом наступил черед антикварной техники. Выступали заслуженные машины времен Второй мировой, прибывшие в Россию из-за рубежа. Крутили «мертвые петли», срывались в пике Harvard Super Six, палубный истребитель «Троян Т-28» и Boeing Stearman и Junkers 87. Впервые российская публика смогла увидеть полет самого массового американского бомбардировщика Второй мировой войны В-25 «Митчелл». Всего было построено 9889 таких самолетов. Машина этой серии в 1941 году впервые потопила японскую подводную лодку. А в 1942 году 16 «Митчеллов» совершили исторический акт возмездия за налет на Перл-Харбор – бомбили японские острова. С этого же времени В-25 стали поставляться в Советский Союз по программе ленд-лиза.
Конечно, пропеллер «Митчелла» просто так рукой не раскрутишь. Зато иные «этажерки» можно завести буквально с пол-оборота – до того они легкие. «Уйдите немедленно с поля», – крикнул мне человек в комбинезоне, заметив, как я пытаюсь раскачать Ме-109.