Тренировка силача. Алексей Петров, олимпийский чемпион 1996 года.
Сборная к Олимпиаде готовится загодя. Еще в мае ее члены приехали в Учебно-спортивный центр олимпийской подготовки «Подольск».
12 километров от Подольска. Здесь, среди полей и лесов Подмосковья, расположена временная вотчина чемпионов. Полдень, спортсмены уже четыре часа как бодрствуют, рассредоточившись по территории. Идет второй час тренировки.
Подхожу к полю. Его края покрыты специальным резиновым покрытием, походящим внешне на тертый кирпич, – эта часть предназначена для тех, кто бегает. Потом – ямка с песком, здесь прыгают с шестом. Поодаль метают копья, молоты, диски и толкают ядра. В этом центре занимаются тяжелой и легкой атлетикой, женским и мужским дзюдо, а также греко-римской борьбой. Кстати, одной лишь легкой атлетики существует 45 видов. В Афинах россияне будут представлять лишь некоторые из них.
Пытаюсь пересечь поле, чтобы рассмотреть полет взметнувшегося молота. Успеваю увернуться от быстро бегущей девушки со сжатыми кулаками и челюстями. «К спортсменам лучше не подходить, – предупреждает меня замдиректора центра олимпийской подготовки Александр Высоцкий, – ну, во-первых, понятно – не мешать тренировочному процессу. Нервы у них действительно напряжены – ведь из тренирующейся группы, пяти-шести человек по каждому виду, на Олимпиаду поедут трое». Не могу, однако, не обратиться к идущей мне навстречу олимпийской чемпионке 92-го года по толканию ядра Светлане Кривелевой. Высоченная Светлана останавливается неохотно – торопится. Я смотрю на невероятно мощные кисти ее рук, которым бы позавидовал любой начинающий «качок» (кстати, вес ядра для мужчин составляет 7 кг 260 г, а для женщин – 4 кг). «Что ждете от Олимпиады?» – а что еще можно придумать? «Хороших выступлений», – мрачно говорит олимпийская чемпионка. Диалог завершен.
Вскоре я оказываюсь на безопасном расстоянии от метателя молота. Атлет стоит в специальном сетчатом шатре, чтоб спортивный снаряд раньше времени не улетел в чью-нибудь голову. В итоге железяка весом такая же, как ядро, с треском улетает в сторону леса (молот – это, для воспринимающих все буквально дилетантов, такой железный шар на цепи). «И что, вот так в любую погоду?» – с ужасом подытоживаю увиденное у старшего тренера по метанию Алексея Малюкова. Оказывается, да. Кидаю взгляд на чемпиона мира 98-го года Сергея Макарова, метающего копье, и ухожу к тяжелоатлетам.
В помещении сопят, поднимая штанги, Алексей Петров и Глеб Писаревский. Алексей Петров – олимпийский чемпион 96-го года, Глеб Писаревский – бронзовый призер чемпионата мира 2003 года. Штанговые «блины» разноцветны и издалека похожи на пластмассовые кружки детской пирамидки. «Сколько весят?» – спрашиваю заслуженного тренера тяжелоатлетов Олега Писаревского (он же – отец Глеба). Выясняется, что металлические «кружки», обтянутые резиной, «привязаны» цветом к массе. Зеленые – 10 кг, желтые – 15, синие – 20, и красные – 25. Штангин гриф по весу стандартен – 10 кг, ну и замки, чтобы «блины» не соскальзывали – по 2,5 килограмма. Считаю на глаз: выходит, сын-силач под руководством отца-богатыря только что «взял» 230 килограммов.
Тут подходит врач тяжелоатлетов Александр Панин. Насмотревшись на силищу нечеловеческую, задаю глупый вопрос: «А среди спортсменов нет вегетарианцев?» Приходим к выводу, что это – возможно, но только теоретически. Четыре раза в день спортсмены налегают на мясо, рыбу, крупы, овощи, фрукты, чай и компот. Кофе не рекомендуется. И, конечно, атлеты, готовясь к соревнованиям, не курят и не пьют.
Каждый день олимпийцы получают по 30 г икры – красной или черной. Из белково-углеводного питания упор на первую составляющую делают те, кто занимается тяжелой атлетикой, а на вторую – легкоатлеты. А вот жиры – сало, сливочное масло – стараются не есть ни те, ни другие. Время незаметно подходит к обеду, спортсмены организованно исчезают с поля. Тренировка еще не закончена...
Подольск–Москва