0
780
Газета Акцент Интернет-версия

20.07.2004 00:00:00

Глаз Ван Гога

Тэги: франция, арль, фото, фестиваль


Жили-были Ван Гог с Гогеном. Однажды они поругались, и Ван Гог отрезал себе ухо. Именно так нужно начинать былину о современном искусстве. Но Арль знаменит не только двумя этими богатырями.

Новую славу городу создал ежегодный фотофестиваль. Конечно, ухо Ван Гога важно для истории искусства. Но еще более важен его глаз – художник присмотрел живописное местечко в Провансе. И оно стало отличной площадкой для современной фотографии.

40 лет назад фотографию никто во Франции не держал за искусство. И тут два провинциала – Люсьен Клерг и Жан-Мари Рукетт – открыли фотоотдел в маленьком музее Реатту. Жак Реатту был академистом эпохи Французской революции, а его бывший дом служил заштатным художественным собранием, составленным отчасти из любопытных картонов самого Реатту, отчасти – из второсортных французских пейзажей. Но вот новый департамент начал пополнять коллекцию – такими, к примеру, именами, как Эдвард Вестон и Ман Рей. Музей Реатту оказался первым во Франции музеем, собирающим фотографию как искусство.

В 68-м году Европа бунтовала. А провансальские энтузиасты Клерг и Рукетт при поддержке писателя Мишеля Турнье основали фотофестиваль. Благо база – музей Реатту – уже была. Ныне «Встречи в Арле» являются старейшим в Европе и самым крупным во Франции событием такого рода. И до сих пор здесь свято хранят нонконформистские заветы отцов-основателей. Основная цель мероприятия – быть не рынком снимков, но ярмаркой идей. В прошлом году показали 13 китайцев, в этом году – русских: Арсена Савадова, Олега Кулика и группу «АЕС + Ф» (выставку организовал Московский Дом Фотографии). А приглашенным куратором «Встреч» стал знаменитый британец – фотограф Мартин Парр.

Франсуа Эбель – директор фестиваля «Встречи в Арле» с 2001 года. До того он больше 10 лет работал директором агентства «Магнум», самого знаменитого европейского кооператива фотографов. За три года Эбель увеличил фестиваль и в размерах, и в бюджете. Арль в 2004 году – это 46 выставок, 21 мастерская, 5 призов, 2 конференции, а также лекции, вечеринки, кинопоказы, даже дискотеки и полмиллиона евро на-все-про-все. Обозреватель «НГ» узнал у Франсуа Эбеля об особенностях фестиваля:

 

– Ваш фестиваль очень велик. Но у него нет одной общей темы. Почему?

 

– Потому что фестиваль – про фотографию, которая развивается. Он создан, чтобы продвигать новых фотографов. Он старается возрождать фотографов, которые были забыты. Чтобы работать над этой задачей, нужно раскручивать разных фотографов. Я хочу продвигать новые работы, новые тенденции, новые таланты.

 

– Я считаю, что один из самых важных проектов здесь был сделан для того, чтобы подчеркнуть значение места, – это старинные снимки «королев Арля», торреро, цыган. Возможно ли возродить местное окружение с помощью таких фестивалей, как этот?

 

– Мы используем фотографию как социальный язык. И мы пытаемся привлечь местных жителей к работе. В этом году по инициативе Мартина Парра мы раскапывали местные фотоколлекции. Это важно, что мы находимся именно здесь. У этого города – интересная история.

 

– Существует общая проблема таких фестивалей. Есть большая интернациональная аудитория, которая приезжает специально на фестиваль. Но он не так популярен среди местных?

 

– Я думаю, что люди приезжают в Арль, потому что им нравятся рестораны (здесь хорошо кормят), они останавливаются в очень хороших отелях, они ходят делать покупки в магазины. И это все связано с фестивалем, На сам фестиваль работают 200 человек – все они из Арля. В этом маленьком городе больше фотовыставок, чем в любом другом городе мира. Здесь повсюду фотография – даже в парикмахерских. Каждый год у нас один гость – фотограф, который создает фотосерию об Арле. Так что есть диалог.

 

– Что вы думаете об основном пути современной фотографии? На фестивале представлен широкий выбор – от классических инсталляций Микеланджело Пистолетто до документальных фильмов! Что же это такое – современная фотография?

 

– Современная фотография – это та, которая только появляется. Так что если вы знаете, что произошло, – это больше не современно, это классика. Я не могу определить, что такое современная фотография. Если вы даете определение, вы работаете как галерист, который копает рынок и заставляет своих коллекционеров поверить, что это достаточно современно, чтобы покупать. Мы занимаемся не рынком, не маркетингом. Мы говорим о любопытстве. В этом году Мартин Парр показал нам, что любопытство может завести в самых разных направлениях. Например, у нас есть «Королевы Арля» – местный проект – бок о бок с Микеланджело Пистолетто. Ни то ни другое нельзя определить как «классическую фотографию». Вот то, чем мы занимаемся: побуждаем вопросы, провоцируем, заставляем людей думать. Арль – это семинар.

Арль–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2166
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1407
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости