Евсеев на поле матерится и жует жвачку...
Фото Reuters
Чемпионат закончился. Греки победили красиво. В очной встрече лишили чемпионства французов и дважды разобрались с фаворитами португальцами. А проиграв при этом России, здорово потрафили нашим прекраснодушным эмоциям. Двух голов в ворота греческой сборной хватит для того, чтобы продлить футбольные ожидания до следующего чемпионата и не извлечь из только что закончившегося никаких неприятных уроков. Спи спокойно, дорогой российский футбол! Ты честно заслужил это право.
Жаль только, Вадим Евсеев не вклепал мячик в свои ворота. Очень уж доконал всеобщий восторг вокруг замечательного слова «┘», сказанного этим отважным защитником отечества в телекамеры. Зато уже после возвращения с чемпионата Евсееву удалось поведать болельщикам о своей гражданской позиции. Георгий Ярцев проводил с командой беседу, что игрокам не следует жевать во время исполнения гимна России. Евсеев прокомментировал это так: «Я действительно выходил на поле с жевательной резинкой. И свою привычку менять не собираюсь – жевал и буду жевать».
Все правильно – вдруг у человека рекламный контракт! Весь так называемый «российский футбол» давно является неотъемлемой частью глобального потребительского культа. Одним из трендов рекламы пива и чипсов. Не важно, когда там «наши» вылетают из розыгрыша, – ролик «Поддержим богатырей» все равно проплачен до конца телетрансляций. Да и выставленные напоказ ляжки футбольных жен сгодятся любому онанирующему подростку вне зависимости от исхода чемпионата.
Если раньше футбольная команда была семьей (ну разве мыслим был переход Федора Черенкова в киевское «Динамо»?), то теперь игроков подбирают по резюме. А они и рады стараться: мы, дескать, «профессионалы» и должны хорошо играть в любой команде, в которой хорошо платят. Вот только команд, состоящих из личностей, команд, которыми можно гордиться, а не просто «болеть за флаг», уже нет. Есть цирковые труппы, которые расформировываются по окончании сезона. Как и большинство «олимпийских» видов спорта, футбол давно потерял состязательное, а вместе с ним и патриотическое значение. Он остался всего лишь зрелищем, а в зрелище результат не важен. Важен процесс: «пасы», «финты», «прокидочки» – индивидуальное мастерство. Так, теряя состязательность, футбол постепенно превращается в цирк.
И что характерно? Чем ниже уровень российского чемпионата, чем хуже качество игры сборной, чем скучнее «шоу», тем больше летит рекламных слюней, тем неистовее попсовый восторг вокруг. Ведь чем паршивее товар, тем активнее надо его рекламировать. А кто продавец? Вот это особенно интересно.
Продавцами футбола являются те, для кого тотальный «спектакль» важнее конкретной экономической выгоды. Те, кому нужны не просто деньги, а деньги гарантированные, окончательные деньги, «бетон». Раньше, когда капитал был «промышленным», он обеспечивался производством либо природными ресурсами, начиная с пеньки и заканчивая золотом. Сегодня, когда капитал стал «финансовым» (то есть спекулятивным), обеспечить его можно только людской доверчивостью. Чем больше людей готовы предоставить тебе свой голос, кошелек и высунутый язык, тем надежнее гарантия твоего берущегося из ниоткуда дохода.
Именно поэтому футбол стал одним из направлений рекламной политики транснациональных корпораций. Так называемые «болельщики» представляют собою их электоральный и потребительский ресурс. По-русски говоря – неостриженное стадо баранов. За подачку от какого-нибудь магната, брошенную любимой команде, они готовы ходить на головах, есть в «Макдоналдсе» и прыгать голыми с крыш. А уж «голосовать сердцем» – и подавно. Как-то раз накануне выборов команда «Спартак» уже заявляла, что единогласно поддерживает Ельцина. Ну шутка ли – несколько миллионов оголтелых болельщиков?
Российский гражданин, болеющий за «Реал» или «Манчестер Юнайтед», еще недавно казался защищенным от подобных манипуляций. Но эту иллюзию развеял транснациональный олигарх Абрамович, купив «Челси». Теперь в России готовы добровольно, то есть без посреднических услуг очередного президента и очередного правительства, рвать глотки и задницы за родную чернокожую Англию.
Поэтому по соображениям национальной безопасности так называемый «российский футбол» должен быть запрещен наряду со всеми прочими «олимпийскими» видами спорта. Освободившихся спортсменов (если больше ничего не умеют) можно занять лаптою и городками. А всем, кто не согласен с этим сейчас, от души желаю дождаться Олимпиады.