Яйца Фаберже куплены. Теперь русским предстоит собирать работы старых мастеров.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Москве открылся Международный салон изящных искусств. Съехались антиквары со всей Европы. Из Бельгии привезли работу Питера Брейгеля (галерея де Йонкеер). Из Англии – Фрэнсиса Бэкона (галерея Мальборо). Из Швейцарии – Алексея Явленского (галерея Крюгер-Дитесхайм).
В Россию впервые приходят крупные игроки антикварного рынка. Они выступают единым фронтом. И этот Салон проанонсирован (полосами) в крупнейших западных газетах. А значит, событие рассчитано на коммерческий успех.
Большинство из этих галерей – новички в России. Все продают западное искусство. Исключения только подтверждают правило: галерея Мальборо (Лондон) больше 10 лет назад показывала в Пушкинском музее совместный проект Гриши Брускина и Льва Рубинштейна; выставка была сделана, чтобы поддержать западный рейтинг Брускина. Парижский эксперт по скульптуре Альбер Бенаму приезжал на «Арт-Москву» в самое неблагодарное время – в 98-м году (тогда еще эта ярмарка проходила в Новом Манеже) – и удачно продал тиражную бронзу Сальвадора Дали, участвовал в «Арт-Манеже» в 99-м году. Но это участие – скорей из разряда индивидуальных прихотей. Теперь в Москву собрались 22 частные западные галереи. Пока еще не на антикварную ярмарку. На салон изящных искусств.
Отличие салона от ярмарки в том, что на нем ничего не будут продавать. Так заявляет организатор салона Ив Бувье. Не без лукавства: оно в том, что большинство такого рода продаж совершаются помимо ярмарок, на них только договариваются о будущих покупках.
А вот еще один визит антикваров: Москву посетили председатель Сотбис–Европа Генри Уиндэм и старший директор лорд Полтимор. Они прибыли точно к выставке Фаберже, которая открылась в Кремле 18 мая. И цель у них, очевидно, та же, что и у участников нового салон. Подготовить следующий шаг.
Яиц Фаберже на всех не хватит. Рынок русского искусства XIX – начала XX века исчерпаем. То есть количество первоклассных вещей наших художников этого времени, находящихся в открытой продаже, будет только уменьшаться. А вот богатые русские останутся. Значит, нужно искать неоткрытые имена (из разряда курьезов – выставка некоего белоэмигранта Загрекова, открывшаяся недавно в Третьяковской галерее). Или переориентировать олигархов на покупку европейских мастеров. То есть цель нового салона – прощупать рынок.
Проблема только одна. Покупка Вексельбергом яиц Фаберже – это политический жест. А покупка Брейгеля была и будет всего лишь маленькой личной слабостью отдельных нуворишей.