Джон Зорн и его саксофон зовут на защиту крепости авангарда.
Фото предоставлено организаторами концерта
29.04.Концерт Джона Зорна и Electric Masada. Московский дворец молодежи.
═
«Сидящим под развесистой клюквой и потребляющим водку из самовара вместе с медведями русским», конечно же, не нужны лидеры мирового авангарда. Поэтому на протяжении двадцати лет немногочисленные поклонники считали приезд Джона Зорна в Москву невозможным.
Полижанровое творчество Зорна охватывает почти все имеющиеся современные стили. Еще в юности музыкант собирал редкие пластинки, увлекался кино, пристально вслушиваясь в саундтреки (спустя годы Зорн интерпретировал саундтреки Энио Морриконе так, что шокирован был сам автор). А потом сам решил музицировать и после недолгих опытов с разными инструментами выбрал саксофон. В своих экзерсисах Зорн поначалу опирался на Игоря Стравинского, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена и ключевых фигур джаза – Орнетта Коулмана и Роско Митчелла. Но классический авангард ему не подошел. В 1980 году он кое-как (на условно оборудованной домашней студии) записал альбом "Pool". Его музыка складывалась из скрипа, свиста, стука и щелчков. Сам Зорн играет на альт-саксофоне, мундштуке и манке для уток. (Звук последнего похож на смачное высмаркивание.) Еще ранее, в 1978 году, он сочинил этюды для соло-гитары "The book of heads". Исполнит их еще одна одиозная персона авангарда – Марк Рибо. Так вот, Рибо терзал гитару мокрыми пальцами, зернами злаковых, карандашами и смычком, при участии «говорящих» кукол, воздушных шаров и листьев от перезрелой капусты.
Сегодня Зорн – лидер движения «радикальной еврейской культуры» и основатель-обладатель записывающего лейбла «Tzadik» – номер один в мире авангарда. Чем не король, нашедший свое королевство?
«Масада» – так называлась еврейская крепость, чьи защитники вошли в историю как герои. Зорн живо интересуется историей Земли обетованной. Вот и назвал свой очередной проект, состоящий из икон американского авангарда, «Электрической Масадой». Это вышеупомянутый гитарист Марк Рибо, не чуждый джазу. Его партнеры по сцене не знакомы массовому слушателю (хотя, в частности, он работал с недавно посетившим Россию Дэвидом Сильвианом). Бразильский перкуссионист Джиро Батиста, который играл с Дэвидом Бирном из «Talking heads», Рюичи Сакамото и Брайаном Ино (к слову сказать, с последним сотрудничал наш типичнейший авангардист Петр Мамонов, а с самим Зорном – Сергей Курехин и Валентина Пономарева). Барабанщик Кенни Уоллесен записывался помимо всего остального с популярным в России Томом Уэйтсом, а клавишник и мультиинструменталист Джеми Зафт – с неповторимыми «B-52’». Басист Тревор Дунн получил в свое время докторскую степень по музыке университета Гумбольдта и играл с Джоном Чикаи и «Тhe Kronos Quartet».