0
926
Газета Акцент Интернет-версия

23.04.2004 00:00:00

Звук перезрелых листьев капусты

Тэги: зорн, концерт


зорн, концерт Джон Зорн и его саксофон зовут на защиту крепости авангарда.
Фото предоставлено организаторами концерта

29.04.Концерт Джона Зорна и Electric Masada. Московский дворец молодежи.

«Сидящим под развесистой клюквой и потребляющим водку из самовара вместе с медведями русским», конечно же, не нужны лидеры мирового авангарда. Поэтому на протяжении двадцати лет немногочисленные поклонники считали приезд Джона Зорна в Москву невозможным.

Полижанровое творчество Зорна охватывает почти все имеющиеся современные стили. Еще в юности музыкант собирал редкие пластинки, увлекался кино, пристально вслушиваясь в саундтреки (спустя годы Зорн интерпретировал саундтреки Энио Морриконе так, что шокирован был сам автор). А потом сам решил музицировать и после недолгих опытов с разными инструментами выбрал саксофон. В своих экзерсисах Зорн поначалу опирался на Игоря Стравинского, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена и ключевых фигур джаза – Орнетта Коулмана и Роско Митчелла. Но классический авангард ему не подошел. В 1980 году он кое-как (на условно оборудованной домашней студии) записал альбом "Pool". Его музыка складывалась из скрипа, свиста, стука и щелчков. Сам Зорн играет на альт-саксофоне, мундштуке и манке для уток. (Звук последнего похож на смачное высмаркивание.) Еще ранее, в 1978 году, он сочинил этюды для соло-гитары "The book of heads". Исполнит их еще одна одиозная персона авангарда – Марк Рибо. Так вот, Рибо терзал гитару мокрыми пальцами, зернами злаковых, карандашами и смычком, при участии «говорящих» кукол, воздушных шаров и листьев от перезрелой капусты.

Сегодня Зорн – лидер движения «радикальной еврейской культуры» и основатель-обладатель записывающего лейбла «Tzadik» – номер один в мире авангарда. Чем не король, нашедший свое королевство?

«Масада» – так называлась еврейская крепость, чьи защитники вошли в историю как герои. Зорн живо интересуется историей Земли обетованной. Вот и назвал свой очередной проект, состоящий из икон американского авангарда, «Электрической Масадой». Это вышеупомянутый гитарист Марк Рибо, не чуждый джазу. Его партнеры по сцене не знакомы массовому слушателю (хотя, в частности, он работал с недавно посетившим Россию Дэвидом Сильвианом). Бразильский перкуссионист Джиро Батиста, который играл с Дэвидом Бирном из «Talking heads», Рюичи Сакамото и Брайаном Ино (к слову сказать, с последним сотрудничал наш типичнейший авангардист Петр Мамонов, а с самим Зорном – Сергей Курехин и Валентина Пономарева). Барабанщик Кенни Уоллесен записывался помимо всего остального с популярным в России Томом Уэйтсом, а клавишник и мультиинструменталист Джеми Зафт – с неповторимыми «B-52’». Басист Тревор Дунн получил в свое время докторскую степень по музыке университета Гумбольдта и играл с Джоном Чикаи и «Тhe Kronos Quartet».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
571
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2292
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1509
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1142

Другие новости