И все-таки нет в мире ничего лучше русской бани!
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Офуро - японская баня. Редьярд Киплинг, "неся бремя белого", много путешествовал по дальним странам и написал в конце концов книгу "От моря до моря". В Японии он посетил знаменитые местные бани и был потрясен тем, что женщины принимали их в одном помещении с мужчинами. Это смутило его как настоящего англичанина. Традиция париться вместе вне зависимости от пола объединяет русских, финнов и японцев. Еще одно, что нас сближает, - климат. Офуро - баня, в которую ходят прогреться и вылечиться зимой. Но офуро при этом решительно не похожа на сауну или парную.
На полу стоит бочка. А под бочкой - печка. Поддерживается постоянная температура (40-50оС). А внутри бочки, в воде, сидят несколько японцев с блаженными улыбками. Вот такое офуро увидел Киплинг. Вопрос гигиены не стоит, так как моются японцы до бани, а не во время нее. После бани они растираются массажной рукавицей и отдыхают. Или лезут в другую бочку. С опилками. Большая кадушка наполнена теплыми кедровыми опилками в смеси с ароматическим травами. Над ней высовываются голова и плечи. Есть еще вариант с морской галькой.
Сэнто - общественная баня - хорошее место для избирательной кампании политика, который хочет подчеркнуть свою приверженность национальной традиции.
Парная - русская баня. Известна с незапамятных времен. И с тех самых времен дошел до наших дней без существенных изменений деревянный сруб с двумя комнатами - раздевалкой и парилкой. Правда, классическую русскую "баню по-черному" в Москве не найти. Ни один пожарный не разрешит ее построить, потому что в парилке "бани по-черному" размещен открытый очаг и во время топки клубы дыма валят из бани во все стороны. Потом парятся, поливая водой раскаленные камни. По преданию, от вылетевшего из бани уголька и начался один из великих московских пожаров. В баню на Руси ходили все - и цари, и голь перекатная.
Пар костей не ломит, но жар дает. Пар - характерная особенность русской бани. Людей, с ним незнакомых, пар пугает. И справедливо. Кажется, первое упоминание бани в русских летописях связано с местью Ольги. Святая княгиня запарила вусмерть и сожгла затем послов-сватов древлянского князя Мала. Впрочем, одна из правительниц Римской империи еще за несколько веков до нашей святой обварила свою соперницу в бане. Так что этот способ убийства не является ноу-хау Ольги, но говорит по крайней мере о том, что Ольга была женщиной образованной. В византийском духе.
У иностранных послов есть все основания бояться русской бани. Они издавна боятся и восхищаются. Адам Олеарий писал: "Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане. Они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню". До середины XVIII века мужчины и женщины в бане обыкновенно парились вместе.
Леший, домовой, водяной... Среди этих персонажей русского фольклора забылся еще один - банный. Дух бани. Баня играла очень важную роль в народных ритуалах - в ключевые моменты жизни, например перед свадьбой, посещение бани было предписано обычаем. Впрочем, не стоит преувеличивать ее значение. Художница Татьяна Назаренко построила себе баньку в деревне и обнаружила с удивлением, что это первая на всю деревню парилка: "А как же вы зимой живете без бани?", - спросила она у местного. "Да сколько той зимы..."
Сауна - финская баня. Анекдот говорит: "Как победить финскую армию?" - "Лишить финнов походной бани". Походные сауны - действительно самая оригинальная часть финской армейской амуниции.
У большинства финских семей есть домашние сауны. На шесть миллионов населения приходится больше полутора миллионов бань (абсолютный мировой рекорд!). Каждый здоровый финн ходит в баню еженедельно, а во время отпуска многие парятся ежедневно. В стандартном сборно-щитовом домике, стоящем где-нибудь в Эспоо, пригороде Хельсинки, предусмотрена небольшая комната для сауны. Вилла "Витреск", дом-музей художника Аксели Галлен-Каллела, - образец стиля "национального романтизма" (так в Финляндии зовется местный модерн) - построена с ванной в европейском духе. Но, конечно, на берегу красивого озера стоит традиционная банька, где художник парился с Максимом Горьким и другими гостями.
Попариться вместе - лучший способ найти понимание у финна. При этом различие полов не имеет значения. Финки нестыдливы. Наоборот, они с любопытством будут разглядывать волосатые ноги заезжего незнакомца. И не прочь продолжить банное общение в другом формате.
Сауны есть во многих финских офисах. Конечно же, сауна есть и в местном парламенте. Так что у финских политиков нет необходимости посещать заведения с сомнительной репутацией.
Термы - римская баня. Баня в древнем Риме были больше чем просто клуб. Термы - один из самых важных социальных институтов. Место, где плели заговоры и интриги. Место, где показывали себя. Центр "тусовки", как сказали бы сейчас. В провинциальном городе империи могло не быть даже храма. Но не могло не быть бани. "Брошу я мяч, и с Марсова поля направлюсь я в баню", - писал Гораций.
Термы Каракаллы - одно из самых больших зданий древнего Рима. Точнее, даже комплекс зданий, по размерам сравнимый с Колизеем, остатки которого до сих пор поражают воображение. Довольно обычный психопат, император Марк Аврелий Антонин до сих пор остался в памяти потомков, пожалуй, лишь благодаря термам. В них было три огромных бассейна - Фригидариум (прохладная вода), Тепидариум (теплая) и Калидариум (горячая). А кроме того - сады, фонтаны, библиотека, гимнастические залы, помещения для массажа и много чего еще. В частности, именно там изначально находилась знаменитая статуя "Геракл Фарнезе". Термы Каракаллы были открыты в III веке и проработали до падения Рима. В Cредние века они использовались местными жителями как каменоломня, а также служили приютом для бомжей и жулья. Сегодня термы Каракаллы - благополучная концертная площадка.
Хамам - турецкая баня. У турок (мусульмане!) существует строгое разделение на мужскую и женскую половины заведения (или по крайней мере дни). При этом в классическом хамаме вообще нет помещений, где мужчины и женщины находились бы вместе. Банщики также делятся на два класса: те, кто обслуживает только мужчин, и те, кто обслуживает только женщин.
"Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань", - писал Пушкин. Поэт-путешественник описал классический хамам: "Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку, е sempre bеnе.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух!" В современном хамаме после мыльного массажа обязательно предложат масляный. Оливковое масло делает кожу гладкой.
Вспоминая Пушкина, я объездил Турцию в поисках хорошей баньки. Но хамамы для туристов в этой стране плохи. Потому что в них присутствует все, что нужно. Кроме одного - грамотного массажиста. В свой последний турецкий день на окраине Антальи я нашел отличную районную баньку для аборигенов. Кривой Хасан, суровый двухметровый банщик с огромными лапищами, размял мне затекшую лопатку так, что я перестал наконец чувствовать боль. А ученик банщика, улыбаясь, на корявом английском сообщил мне, что он - "мевляна", выпускник знаменитой суфийской академии в городе Конья.