Нет больше Омана. В Индии - атомный взрыв. Пакистан в огне. Именно к таким страшным результатам привел матч в офисе "Независимой газеты". Потому что сотрудники редакции приобрели настольную стратегическую игру "Поймай террориста". Возможно, они были последними.
"Вы что, совсем охренели?!" - именно такой была реакция сотрудника одного из московских магазинов игрушек. А вопрос-то к нему был прост: "У вас продается игра "Поймай террориста"?"
"Поймай террориста" - игра, которую трудно найти. Раскупают быстро. Обзвонив крупные детские универмаги, "НГ" обнаружила неутешительную новость. Там, где игра была, ее уже скупили. А там, где ее не продавали, на сотрудников газеты обрушивался шквал недоуменных вопросов. В конце концов последние 2 экземпляра игры были найдены курьером редакции на Кутузовском проспекте, на мелкооптовом складе.
Терроризм с территории политики уже перешел в индустрию развлечений. Во МХАТе показывают пьесу братьев Пресняковых, посвященную бытовому насилию (название - "Терроризм"), в "Детском мире" продают игрушку "Поймай террориста". Что дальше? Мода на черные женские повязки, закрывающие пол-лица? Кино "Ужин с Осамой"?
Пришла новая московская мода. Мода на ловлю бандитов. К тем, кто должен этим заниматься в силу профессии, с охотой присоединяются мирные прежде обыватели. Бабушки сообщают "куда надо" о перемещении по дворам "лиц кавказской национальности". Мужики "на троих" осуждают Чечню. Даже дети теперь будут подключены к занятию в духе Оруэлла.
"Развивающая настольная игра" выпущена в серии "Знание" для детей старше 3 лет. Ее производитель - ООО "Издательство АСТ", одно из крупных московских издательств. Ее разработчик - компания "Марко Поло XXI век". Что "развивает" игра, ни производитель, ни разработчик не пишут.
Инициатива принадлежит "террористам". Они начинают и выигрывают. Потому что их трудно поймать. "Игроки решают, кто из них будет играть за команду "Альфа" (в дальнейшем игрок А), кто за команду "террористов" (в дальнейшем игрок Т). Игрок А играет шестью фишками одного цвета, игрок Т - тремя фишками другого цвета". Дальше и начинается веселье, потому что 6 "хороших" фишек гоняются за 3 "плохими" по всем странам мира. Веселье, впрочем, довольно одностороннее, потому что догнать "плохих" необычайно сложно. К тому же "хорошие" никогда не знают заранее, где именно произойдет теракт. Они могут об этом только догадываться. А у "плохих" есть список стран, в которых они должны поработать.
Все государства разделены авторами на три группы. "28 стран, которые могут подвергнуться нападению террористов (прямоугольники этих стран окрашены красным цветом)". Страны, в которых терактов быть не может по условиям игры (блекло-желтые), и "страны сверхскоростного сообщения" (зеленые). Любопытен критерий отбора: так, Австралия, Бразилия, Канада и Польша оказались в "красной" группе, а вот Грузия, Египет, Израиль, Македония - в "желтой". Что говорит о довольно слабой привязке к реальной географии политического террора. Да и вообще сведения авторов о политической географии мира то ли слишком опережают реальность, то ли сильно отстают от нее. Так, на карте игры Корея едина.
Одним словом, халтура. Индустрия игрушек делает деньги на трагедии девяностых. Вопрос в другом. В том, что пока реальные "поиски террористов" больше напоминают игру, сама игрушка кажется моделью реальности.
Игра довольно плохо придумана. Потому что в нее весело играть "террористам" и скучно - "альфовцам". Они не в состоянии никуда успеть и ничего не могут предотвратить.
Милитаризация сознания - дело не одного дня. Но она в России уже началась. С детских развлечений.
На обложке - портрет бен Ладена в перекрестье прицела. Из чего можно заключить, что замысел к автору пришел вслед за событиями 11 сентября. Русские игроки наконец выходят на мировые проблемы.
Западная индустрия игр давно уже помешана на актуальных событиях. Так, компьютерная игра "Война с терроризмом" предлагает замочить бен Ладена в его пещере. А с помощью самой популярной в международном масштабе онлайновой "стрелялки" - "Каунтерстрайк" - можно, например, освободить заложников. А в первом квартале нового года выйдет ее "улучшенная и дополненная" версия Counter-Strike: Condition Zero (CS: CZ). Вполне возможно, что вскоре мы увидим игру, которая предложит "освободить заложников из театра". Отчего нет?