- Фоторынок во Франции начал активно расти в девяностые?
- Да. Он существовал уже давно, но не был так велик и хорошо известен. Мой муж продает фотографию больше 20 лет. Сейчас мы с моим мужем живем только с того, что продаем и покупаем фотографию. И роль фотографии все более и более увеличивается.
- Как этот рынок начал расти?
- Все эти годы каждый спрашивал: фотография - это искусство или нет? Было много дискуссий с философами, лингвистами и т.п. Но я думаю, что художники в состоянии сами дать ответ. Потому что когда мы спрашиваем: "Фотография - искусство или нет?" - мы никогда не спрашиваем художника. А современные художники начали использовать фотографию, чтобы делать новые работы. В восьмидесятых они решили, что фотография интересна. И это был тот самый момент, когда в музеях решили показывать фотографию - классическую. Эти две линии развития пересеклись. И я думаю, что была взаимосвязь между этими двумя моментами.
На рынке есть очень старая фотография и сверхсовременная. Очень высоки цены на современных авторов - таких, как Гурски или Синди Шерман. И есть фотографии XIX века, которые хорошо известны и обладают большой ценностью. Есть две крайние точки. Можно сказать, два рынка: на них вещи продают не по тем же самым ценам, но по таким же высоким ценам. И совершенно ничего нет в середине.
- Но ведь посередине лежит, для примера, фотография русского "конструктивизма" или немецкой "новой вещественности"?
- Да. Но на эти произведения нет таких высоких цен, если вы взглянете на результаты аукционов. Посмотрите на газеты - они предпочитают писать о современных работах или о том, что уходит в глубь XIX века. Цены на другие работы не так высоки. Возьмем, к примеру, Кертеша - не так уж много людей знают, кто такой Кертеш.
- Вы продаете Родченко?
- У нас есть кое-что. Но он не так популярен.
- Кто популярен во Франции?
- Дуано.
- Но это - не XIX век!
- И цены на Дуано не очень высоки.
- На оригиналы?
- Да. Если вы спросите человека с улицы, кто великий фотограф, то вам ответят - Робер Дуано. И современные отпечатки его работ продаются по высоким ценам.
- Сколько стоит Дуано?
- Между 3 и 5 тысячами евро за современный отпечаток.
- А за винтаж?
- В том-то и проблема! Наша галерея продает только винтаж. И винтаж Дуано мы недавно продали за 12 000 евро. Каждый хочет иметь отпечаток Дуано, но очень немногие понимают разницу между винтажем и современным отпечатком. И тираж в 200 современных отпечатков быстро распродается.
- Но разница в цене между винтажем и современным отпечатком Дуано, выходит, не так велика.
- Это и вызывает проблемы, потому что интерес к фотографии проник уже всюду, и люди (не коллекционеры) говорят: "Фотография! О! Я куплю это", - не задумываясь ни о чем. Но когда некоторые из тех людей, которые покупали по 3000 евро новый отпечаток, вскоре после этого хотят пойти на аукцион, то... (выразительно свистит. - М.С.).
- Они не могут продать отпечаток.
- Это неинтересно для рынка. Настоящие коллекционеры не интересуются покупками случайных коллекционеров. Сейчас, в связи с Месяцем фотографии, было 5 или 6 разных аукционов в Париже. И на них - очень много фотографий неинтересных. На одном из аукционов было 350 работ, и только 30 из них были проданы!
- Очень плохой результат.
- Потому что люди делают все без правил.
- Проблема в том, что существует мода на фотографию, а значит, на рынок приходит много новых людей.
- Да. Слишком много людей. В Нью-Йорке 2 аукциона - Кристиc и Сотбиc, и этого достаточно. А в Париже прошло 6. И пресса писала в восторге о том, какие высокие цены... Но это не очень интересно. Писали до аукционов, анонсом: "Отличный аукцион! Высокие цены". Но после аукционов никто не сделал анализа того, что произошло. На мой взгляд, хороший результат для любого рынка - это когда много продали. Но нет никакого интереса, если ничего не продали. Было слишком много аукционов, а продано мало, и интерес упал. Потому что нужно делать хороший отбор. Мы как галерея работаем с этим 25 лет, и знаем, что нам нравится и как это выбрать. Я думаю, что власть принадлежит людям, которые знают, что выбирать. Потому что люди, которые не знают, что выбрать, покупают плохие вещи.
Париж-Москва