НЕ КАЖДЫЙ провинциальный городок России с населением менее двух десятков тысяч человек может похвастаться литературным музеем. А в Чудово, что в Новгородской области, таких музеев два. Один, правда, за чертой города, в трех-четырех километрах, на трассе Новгород-Санкт-Петербург. Здесь последние годы жил и работал писатель-народник Глеб Успенский. Это, между прочим, единственный в стране музей писателя. А в самом Чудове до сих пор стоит домик, которым владел (опять-таки на закате жизни) один из основных работодателей Глеба Ивановича - поэт и издатель "Современника" Николай Некрасов.
Даже удивительно, что время сберегло эти деревянные строения. В годы войны фронт стоял здесь не один месяц. В Сябриницах, к примеру, Музей Успенского открылся еще до войны, в 1937 г., когда на втором этаже здания еще жили наследники автора "Нравов Растеряевой улицы". Немцы уничтожили всю обстановку, вырубили сад (посаженные Успенским деревья пошли на блиндажи), а школу, построенную по проекту сына писателя, сожгли.
Так что после войны экспозицию пришлось создавать с нуля. Родственники сохранили немало подлинников: и посуду, и салфетки, и скатерть под самовар, и диван, и кресла, и пепельницу в форме крестьянского лаптя (а как без нее летописцу крестьянского быта)...
Сегодня усадьбу писателя, входящую в состав Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, потихоньку восстанавливают. Строится амбар, решено возвести баньку и другие постройки... Идут работы и в Доме-музее Некрасова, точнее, не в доме (тут все в порядке), а в школе, которая была построена в соответствии с завещанием жены поэта.
Некрасов в Чудово зачастил во второй половине 40-х гг. XIX в. До этого охотился больше в Валдае и под Боровичами. Потом появилась "чугунка", ездить в Чудово стало легче. А чуть позже, в 1868 г., состоялась встреча с чиновником цензурного ведомства (полезное знакомство) Василием Лазаревским, который под Чудовом, в Грузинском (места аракчеевские) лесничестве, арендовал участок. И посоветовал Некрасову. Николай Алексеевич стал искать себе в этих местах домик. И в 1871 г. приобрел. Так что в этом году у музейщиков сразу две даты: 180 лет со дня рождения Некрасова (в декабре) и 130 лет со дня приобретения им Чудовской Луки. Стоимость покупки, правда, до сих пор не удалось узнать.
Приезжал сюда Некрасов обычно летом, на день-другой, а иногда и на месяц-полтора. Охотником был страстным. На дичь любил ходить, и зайца бил, и волка, и медведя не раз заваливал. Стрелком был хорошим, да и удачлив был на охоте. В отличие от супруги Зинаиды Николаевны, которая стреляла метко, но удача ей не всегда сопутствовала: однажды она пристрелила на охоте по ошибке любимую собачку Кадошку, похоронили ее в саду, возле дома, а осенью даже плиту гранитную на могилку привезли с трогательной надписью.
Кстати, после того как цензура в мае 1974 г. уничтожила весь тираж пятого номера "Отечественных записок", Некрасов провел в Чудове почти два месяца. За это время он написал 11 стихотворений. Если учесть, что иногда он за год "выдавал" не более полудюжины стихотворений, а то и вообще ни одного, результат поразительный. Между прочим, "Пророка" поэт написал в сторожке лесника, во время охоты.
В Чудовскую Луку Николай Алексеевич наезжал пять лет. Остались тут от него манок, зеркало настенное, стол письменный, лампы настольные и портфель. Остальные вещи - просто той эпохи: дорожный чемодан, обитый кипарисовым деревом (моль и жучок не берет), резные кресла. До декабря позапрошлого года хранились в доме уникальные ружья XIX века, патронташ к ним, подсвечники, керосиновые лампы, колокольчики... Пока тать (или их было несколько) в ночи, как говорили в некрасовские времена, не пришел. Вынес все. Сигнализация "Фотон" молчала, а воров ищут до сих пор.
В не так уж давние времена музеи Успенского и Некрасова посещали более 7 тыс. человек в год. Со временем интерес к тем, кто описывал, как подчеркивают экскурсоводы, "нравы России, изменяющиеся при наступлении капитализма и принимающие порой свои уродливые очертания", снизился. Число экскурсантов значительно сократилось. В прошлом году удалось поднять планку до невероятных по нынешним временам пяти тысяч.
Новгородские турфирмы договорились об экскурсиях с расположенной в Чудове английской фабрикой "Кедбери". После того как школьники объедались бесплатным шоколадом, их везли в музеи Некрасова и Успенского. А потом на "Кедбери" от подобных экскурсий отказались. Хлопотно, шумно, а для бизнеса толку никакого.
Интерес школьников к "певцам крестьянской жизни" соответственно пропал...
Чудово