Константин Титов может оказаться первым, кто отправится по новому пути, указанному президентом.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Российская региональная власть готовится совершать очередной большой и решительный поворот. Но это не тот поворот «Все вдруг!», когда все 89 субъектов Российской Федерации дружно, как корабли в боевом строю, по единой команде разом слаженно становятся на новый курс.
Во-первых, команда российским регионам и их руководителям, строго говоря, еще не отдана. О ней только предупредили, указав, правда, заранее направление поворота. Во-вторых, поворачивать будут не все разом. Поворот, то есть переход от всенародных выборов глав региональной исполнительной власти к выборам их региональными законодательными собраниями по представлению президента РФ, будет производиться постепенно, в течение по крайней мере четырех лет. В боевом строю кораблей такой поворот неизбежно привел бы к полной неразберихе и потере управляемости. Сравнение, конечно, весьма условное. И тем не менее.
Первые губернаторы-«назначенцы» могут вот-вот появиться: если не в конце нынешнего года, то в начале следующего. Правда, кажется, в регионах еще местами сохраняются иллюзии на этот счет.
В Ямало-Ненецком автономном округе, например, окружная избирательная комиссия пока готовится к губернаторским выборам по давно утвержденному плану: в конце декабря должно быть принято решение о дате губернаторских выборов, назначить их предполагается на март 2005 года. В избиркоме поясняют, что, если изменения в законодательстве, которые требует объявленная президентом реформа, вступят в силу с 2006 года, то округ изберет губернатора по старинке в марте 2005-го. Ну а уж если с января 2005-го, тогда о всенародных выборах избирком забудет и быстро перейдет на новые рельсы. Откуда хладнокровные северяне взяли 2006 год, непонятно. Неужели президент будет год дожидаться, пока законодатели оформят его волю? Скорее всего избирком (и, весьма вероятно, не только этот) действует так потому, что бездельничать неловко, а новые указания еще не поступали.
С другой стороны, те региональные руководители, которые были избраны в нынешнем году, многие из них в марте, одновременно с президентом, останутся на своих постах вплоть до его, президента, следующих выборов. А те, кого изберут в ноябре–декабре, и того дольше. При благоприятных условиях они «пересидят» в своих креслах президента-реформатора. По крайней мере его второй срок.
Получается, что реформа затевается не такая уж спешная и решительная? Правда, почему бы непродолжительное время спустя не придумать «в целях дальнейшего совершенствования вертикали» досрочное прекращение работы засидевшихся губернаторов, козыряющих или тихо гордящихся своим всенародным избранием... Но это так, фантазии. А пока, если учесть заявление председателя Центризбиркома Александра Вешнякова о том, что все уже назначенные выборы должны состояться и все избранные доработают до окончания срока своих полномочий, – если учесть это, то получается, что в течение ближайших четырех лет в России будут сосуществовать губернаторы двух сортов. Одни – избранные всенародно, другие – избранные региональными депутатами по представлению президента, то есть «назначенцы». Понятно, что при большом желании президент сможет отправить в отставку как избранного губернатора, так и назначенного. Но с первыми все-таки будет несколько сложнее. Особенно с теми, кто за свои два-три губернаторских срока приобрел не только административный ресурс, но и авторитет. Значит, управляемость разными губернаторами и разными регионами будет неодинаковой?
Впрочем, такого рода рассуждения меньше всего беспокоят сегодня тех губернаторов, у которых, казалось, выборы на носу, а оказалось, что...
Больше всего, конечно, не повезло самарскому губернатору Константину Титову. Совершенно неожиданно дала сбой прекрасная комбинация. Выборы, ожидавшиеся ориентировочно в марте будущего года, были бы перенесены на сентябрь нынешнего, причем даже вроде бы не по инициативе самого губернатора, а вопреки. Неготовые к такому взвинчиванию темпа конкуренты мгновенно и безнадежно отставали, и Титов спокойно переизбрался бы на очередной срок.
Выборы губернатора Самарской области должны были пройти вчера – дату назначал областной суд. Но вмешался Центризбирком с жалобой в Верховный суд, дело затянулось. Теперь, если законодатели, оформляющие президентскую волю, опередят Верховный суд, решающий судьбу самарских выборов, область может стать одной из первых, если не самой первой, где реформа будет реализована. Это, впрочем, вовсе не означает, что власть в области сменится. Почему бы президенту не предложить Самарской губернской Думе кандидатуру Титова?
Эта проблема на подходе у многих других губернаторов. Аналитики и политтехнологи уже вычисляют новые комбинации, рассчитывают новое соотношение сил. Губернаторы с внезапной опаской поглядывают на ближайших соратников, которые при новых условиях могут оказаться опасными конкурентами, и идут на сближение с давними противниками, которые теперь могут оказаться полезными лоббистами в Москве.
В тех немногих регионах, где ноябрьские и декабрьские выборы уже назначены и даты определены, другие проблемы. Там ждут наплыва «варягов». Получается, что это – последний шанс для более или менее известных и более-менее оппозиционных политиков, пытающихся занять губернаторское кресло, не пользуясь поддержкой Центра.
Дело, конечно, не только в том, по какой схеме и каким количеством голосов будут избираться губернаторы – миллионом жителей области или пятьюдесятью депутатами, которые, между прочим, избраны тем же миллионом жителей – эти-то выборы пока никто не отменял. Специалисты уже сообщили народу, что система избрания губернаторов местными парламентами применяется даже во вполне демократических странах. Правда, наши местные парламенты за последние годы стали дисциплинированными и единодушными – в соответствии с названием партии власти, взявшей почти повсеместно большинство. Важно еще и другое: из чего выбирать.
На ближайшие четыре года регионы России образуют замечательное поле для политического эксперимента: с какими губернаторами лучше получится – с избранными или назначенными, сколько кандидатур депутатам предлагать на выбор – одну или больше. И так далее. Правда, на этом экспериментальном поле мы все живем. Ну да не привыкать!
═
В продолжении темы материал "«Одобрямс» от Сахалина до Питера"