0
5498
Газета Экономика Печатная версия

25.09.2019 20:49:00

Президент требует от чиновников оживить экономику

Министры переложат ответственность за инвестиционные неудачи на регионы

Тэги: экономика, инвестиции, регионы, мэр, орешкин, нацпроекты, исполнение


экономика, инвестиции, регионы, мэр, орешкин, нацпроекты, исполнение У министра экономического развития Максима Орешкина есть план увеличения инвестиций. Фото РИА Новости

Неспособность правительства обеспечить экономический рост и увеличение доходов граждан приводит к весьма комичным ситуациям. Утром глава Минэкономразвития Максим Орешкин убеждает сенаторов в Совете Федерации, что у правительства есть план стимулирования экономики. Правда, отвечать за инвестиционный рост в стране должны в основном региональные власти. Но почти сразу после этого президент Владимир Путин на другом совещании указывает правительству, что оно до сих пор не выработало предложений по оживлению экономики и не добилось инвестиционного перелома.

Президент РФ Владимир Путин призвал правительство поставить точку в дискуссиях и сформулировать конкретные предложения по обеспечению экономического роста и увеличению дохода граждан, сообщает Интерфакс. «Мы с вами – имею в виду прежде всего коллег из экономического блока правительства – постоянно, в том числе и с участием руководства Центрального банка, регулярно эти темы обсуждаем и ищем совместно наиболее оптимальные решения для реализации этой главной задачи – обеспечить экономический рост и на этой базе рост доходов граждан», – сказал Путин на совещании с членами правительства вечером в среду. Президент отметил, что еще в июле просил членов правительства подготовить соответствующие предложения. «Надеюсь сегодня услышать эти предложения, сформулированные в практическом варианте для практической реализации, чтобы мы уже поставили точку в дискуссиях и сказали, что планируется правительством делать, чтобы эта задача была решена», – сказал Путин. «Необходимо добиться перелома в части инвестиций в основной капитал. Их прирост должен увеличиться более чем в два раза: с текущих 2 до 5% уже в следующем году», – сообщил глава государства.

А несколькими часами ранее на правительственном часе в Совете Федерации министр экономического развития Максим Орешкин рассказывал сенаторам о существующем плане достижения высоких темпов экономического роста. «Сейчас министерством по поручению президента подготовлен план дополнительных мер по повышению темпов роста. Главная задача плана – добиться ускоренного темпа роста инвестиционной активности, спроса на труд и, как следствие, обеспечение устойчивого повышения доходов населения», – пояснил министр. Ключевой, по словам министра, раздел плана направлен на раскрытие инвестиционного потенциала регионов. «Что для этого необходимо сделать? Сформировать единое понимание инвестиционных перспектив регионов и сконцентрировать на них организационные и финансовые возможности», – сказал Орешкин.

Он напомнил о хорошем балансе региональных бюджетов, о снижении регионального долга. Однако ситуация благоприятна только на первый взгляд. «Мы полностью перекрыли кислород для повестки развития, поддержки инвестиционной активности», – посетовал министр.

«Что мы предлагаем сделать для изменения ситуации? Во-первых, мы предлагаем пойти на умное снижение налога на прибыль. То есть создать условия для повсеместного введения инвестиционной налоговой льготы. 

Этот инструмент уже реализован в рамках Налогового кодекса, он предполагает снижение платежей по налогу на прибыль для компаний, которые реализуют инвестиционные программы», – объяснил Орешкин.

1-3-2-t.jpg
Владимир Путин ставит стратегические задачи
перед кабинетом министров.
Фото с сайта kremlin.ru
«Второе направление – увеличение инфраструктурных расходов в регионах, – продолжил Орешкин. – Мы предлагаем в целях стимулирования инвестиционного и инфраструктурного развития увеличивать дефицит региональных бюджетов. Но при этом на федеральном уровне мы предлагаем одновременно создавать механизмы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов. Бремя дополнительных инвестиционных расходов не должно ложиться полностью на регионы». По его словам, такие предложения обсуждаются в правительстве.

Но важно не только предоставлять льготы и наращивать инфраструктурные расходы, но и «правильно организовывать этот процесс». «Мы говорим сейчас о необходимости создания инвестиционных планов развития с конкретными отраслевыми приоритетами, реализуемыми инвестиционными проектами. Важно, чтобы создавались механизмы сопровождения проектов. Это задача в первую очередь региональных властей», – объяснил Орешкин. Региональные власти должны избавлять такие проекты от бюрократической волокиты. Это позволяет наладить более тесный контакт местных властей с деловым сообществом.

«Сейчас мы предлагаем сделать формирование таких инвестиционных планов развития как минимум пятилетними. Наше министерство готово выступать партнером», – отметил министр. Важная роль и у Совета Федерации. Орешкин предложил сделать такие планы регионального развития одним из элементов постоянного рассмотрения в рамках работы Совета Федерации.

«Мое твердое убеждение, что нам в целом надо двигаться в сторону увеличения гибкости регионов в принятии решений, увеличения их полномочий, снятия большего количества вопросов, которые не всегда нужно рассматривать на федеральном уровне. Именно на региональном уровне реализуется подавляющий объем инвестиционных проектов. Именно главы субъектов и должны быть лидерами инвестиционной активности», – сообщил сенаторам Орешкин. И конечно, перед главами должна быть поставлена не только цель, им должны быть предоставлены и достаточные полномочия для ее достижения, добавил министр.

А федеральные министры, уточним, примут участие в этом процессе, судя по всему, в роли кураторов. Напомним, ранее премьер Дмитрий Медведев предложил назначить кураторов из правительства для решения задач по социально-экономическому развитию регионов. В пилотном режиме был выбран ряд регионов с невысокими экономическими показателями. Максим Орешкин, в частности, стал куратором Республики Алтай, Карелии и Тувы. Другими наставниками для проблемных регионов стали первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов (Курганская область), глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев (Адыгея), министр строительства Владимир Якушев (Марий Эл), глава Минтруда Максим Топилин (Алтайский край).

При этом федеральные министры не готовы снижать требования к регионам. В частности, Орешкин выступил против снижения показателей по нацпроектам для отстающих субъектов РФ. «Целевые показатели – они не взяты из воздуха, они проистекают из указа президента… Недостижение этих показателей в отдельных регионах будет означать недостижение в целом по стране», – объяснил Орешкин.

Именно в этом, судя по всему, и должна проявляться гибкость регионов: суметь достичь поставленных амбициозных целей под руководством мудрых наставников из правительства. Правда, сами федеральные кураторы, как показывает практика, пока отличались в основном принятием неудачных решений, усложняющих работу на местах: от «Платона» до увеличения налога на добавленную стоимость. Организовать исполнение национальных проектов они тоже пока не смогли (см. подробнее «НГ» от 23.09.19). И похоже, в воздухе витает вопрос: кто должен будет нести ответственность за недоработки и возможные в будущем неудачи?

Опрошенные «НГ» эксперты считают, что сама по себе идея некоторой децентрализации вполне интересна. Главный вопрос: как именно это будет реализовано на практике?

«Централизация утяжеляет процесс принятия решений. Поскольку нелегко сразу отпустить принятие дорогих в денежном смысле решений, вполне нормально на первое время назначить квалифицированных кураторов», – считает партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.

«В принципе это перспективная идея: у каждого инвестиционного проекта есть конкретный адрес в конкретном регионе. На местах виднее, как идут дела, и проще контролировать процесс реализации», – отметил аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

Однако, как замечает эксперт, «даже если формально местные органы будут вправе самостоятельно принимать решения, вряд ли им позволят делать это без предварительного согласования как минимум с куратором региона». «Велика вероятность, что в итоге контролировать реализацию проекта, а главное, его финансирование со стороны бюджета, все рано будет Центр. И только ответственность за привлечение внебюджетных инвестиций и за срыв сроков реализации инвестиционных проектов будут делегированы вниз», – предупреждает Калачев.

«Регионы в ответ на предложение брать ответственность на себя могут заявить, что они хотели бы и некоторые налоговые доходы оставить у себя для реализации этих целей. Ведь автономность заключается прежде всего в источниках пополнения бюджета. Но это не согласуется с идеей мощного федерального центра управления», – считает аналитик компании «Алор» Алексей Антонов. По его мнению, «причина низкого экономического роста в регионах заключается не в отсутствии мудрого куратора, а в консервативной экономической политике в стране в целом, которая не позволяет расти малому и среднему бизнесу, которая вкупе с силовым давлением на инвесторов привела к почти полному отсутствию прямых иностранных инвестиций».

«Наряду с уменьшением внешнего спроса даже пониженный прогноз МЭР по росту ВВП (с 2% до 1,7%. – «НГ») в будущем году вызывает сомнения. И если внешние условия окажутся более благоприятными, то сочетание жестких денежной и бюджетной политики будут и далее приводить к тому, что баланс между стабильностью и ростом так и будет значительно смещен в сторону стабильности», – сообщили в своем мониторинге специалисты Института Гайдара и РАНХиГС. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
930
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
1820
Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

0
510
О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

Чем объясняется самостоятельность отдельных элит в отношениях с Россией

0
1204

Другие новости